Сообщение: 309
Зарегистрирован: 24.12.08
Откуда: Красноярск
Репутация:
0
Отправлено: 19.09.09 21:02. Заголовок: Авиация и авиаторы ЗСК, ВСП и их противников в мае - августе 1918 года
Собственно сабж. ЗСК - Западно-Сибирский комиссариат ВСП - Временное Сибирское правительство противники - разного рода красные режимы на территории Сибири ("т.н.Сибирской советской республики"), войска "Центросибири" (июль -август 1918 г.).
Думаю, тема может быть весьма любопытной. Просьба "Восточный фронт" красных, КОМУЧ не рассматривать - эти аспекты хорошо известны.
Сообщение: 313
Зарегистрирован: 24.12.08
Откуда: Красноярск
Репутация:
0
Отправлено: 19.09.09 22:42. Заголовок: ОК. Что известно из ..
ОК. Что известно из Хайрулина и Кондратьева по ВСП:
1) 2 Вуазена и 2 Морана-парасоля на станции Иннокентьевская вблизи Иркутска 2) 2 Лебедя, "собранные пленными немцами в Красноярске" 3) "Несколько допотопных аппаратов" в Спасской летной школе - в т.ч.Форманы-16 и Блерио 9. 4) Какие то неисправные самолеты и запчасти, предназначенные для Харбинского авиаклуба. --------------------------------------------------------
1) 2 Сибирский авиаотрд - 2 разведчика Форман-30 (Красноярск) 2) 3 авиаотряд ("Оренбургский") - 3 Формана 30, 3 летснаба, 3 пилота (станция Вагай?) 3)33 корпусный авиаотряд, в оперподчинении у чехов. Приводятся фамилии пилотов Владимиров, Комаров и Семенов. На Фармане летал Семенов, на Вуазене - Комаров.
И это по сути все. Тема исследована уважаемыми авторами?
Отправлено: 20.09.09 00:09. Заголовок: Моя проблема - недос..
Видите, коллега, по ВСП у них что-то есть. А у ЗСК и Центросибири может и не было авиации. Моя проблема - недостаток времени. Посмотрю - кажется, у них расписано, какие части вместе с Бойно-Радзевичем сдались красным в Новониколаевске в дек 1919 г.
14 июля. Национальный праздник. Чехословацкий полк захотел участвовать в смотре, устроенном французской авиационной группе. Я завтракал с полковником и несколькими из его офицеров...
8 августа. В 19 часов прибыл в Курган, который был эвакуирован постепенно. Оставил маленький французский авиационный отряд /131/, прибывший передать авиационные аппараты и оказать, как ими нужно пользоваться. Морис Жанен. Отрывки из моего сибирского дневника. http://scepsis.ru/library/id_1981.html<\/u><\/a>
Отправлено: 22.02.11 01:00. Заголовок: Кстати, в Ново-Никол..
Кстати, в Ново-Николаевске жил изобретатель Попов (о нем много написано в инете, нет времени порыться в компе). Он еще до революции начал изготавливать самолеты. Несколько его аппаратов попали на службу в армию Колчака, возможно, собранные уже в период ГВ. Они упоминаются и в книге Военлеты погибшей Империи ("Попов- VII" и тд).
Кстати, в Ново-Николаевске жил изобретатель Попов (о нем много написано в инете, нет времени порыться в компе). Он еще до революции начал изготавливать самолеты. Несколько его аппаратов попали на службу в армию Колчака, возможно, собранные уже в период ГВ. Они упоминаются и в книге Военлеты погибшей Империи ("Попов- VII" и тд).
Самое интересное что гидросамолеты делали и в Красноярске. Понять бы какие?
Отправлено: 23.02.11 19:24. Заголовок: В Красноярске есть ..
В Красноярске есть Авиационный завод, находится на территории бывшего Судостроительного завода, если интересно сразу за боулинг клубом Пирамида, здание постройки 1938 года, выкрашено в розовый цвет, именно там собирали гидросамолеты, напротив этого завода через протоку Енисея на острове Молокова был центр управления самолетами и водная взлетная полоса, на развалинах этого центра любители истории тестируют купленные в Красноярске металлодетекторы. Если интересуетесь историей авиации читайте "Против Черного Барона" И.Спатарель.
Сообщение: 306
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 15.04.11 16:51. Заголовок: Tasei1919 пишет: В ..
Tasei1919 пишет:
цитата:
В Красноярске есть Авиационный завод, находится на территории бывшего Судостроительного завода, если интересно сразу за боулинг клубом Пирамида, здание постройки 1938 года, выкрашено в розовый цвет, именно там собирали гидросамолеты, напротив этого завода через протоку Енисея на острове Молокова был центр управления самолетами и водная взлетная полоса, на развалинах этого центра любители истории тестируют купленные в Красноярске металлодетекторы.
Так, в дополнение. В книге "Русский флот на чужбине" (М., Вече, 2009, стр.331) есть высказывание контр-адмирала М.И.Смирнова: "У нас имелось четыре гидроаэропланных лодки типа Щетинина [М-9] и 53 хороших запасных авиационных мотора, эвакуированных из Балтийского флота. Лодки были без крыльев. Благодаря выдающейся энергии авиатора старшего лейтенанта Марченко в Красноярске были сделаны крылья и даже начата постройка новых аэропланов, последние не могли быть готовы к весне, но крылья к 4 имевшимся лодкам были сделаны" (ГА РФ. Ф.5881. Оп.1 Д.472. Л.13).
Сообщение: 281
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация:
0
Отправлено: 14.09.11 22:37. Заголовок: Из текста книги „Za ..
Из текста книги „Za svobodu 1914–1920“, III. díl, r. 1926, стр. 137 следует, что "велитель 1. ческословенскего летецкего оддилу братр поручик Фиала" порадовал всех своими полетами 8 и 9 мая 1918 над городами Каинск и Барабинск... интересно бы знать, на каком самолете...
Сообщение: 284
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация:
0
Отправлено: 18.09.11 09:31. Заголовок: Вот что записал в св..
Вот что записал в своем дневнике 8 мая 1918 года легионер Ян Чижковский (Čížkovský):
„Ráno bratři namontovali dvojplošník a připravili ho k odletu. Brzo po poledni shromáždilo se téměř všechno obyvatelstvo Barabinska na stepi. O 1/2 2. hodině přišel bratr poručík Fiala, vsedl se šikovatelem Novákem do letadla, bratr Šelepa dal kontakt a již velebně se dvojplošník vznášel. Kroužil nad stepí a rychle zmizel v mracích směrem ke Kaňsku. Vrátil se za 1/2 hodiny..."
"Утром братья собрали биплан и подготовили его к полёту. Вскоре после полудня в степи собралось почти всё население Барабинска. В пол-второго пришёл брат поручик Фиала (Fiala) с фельдфебелем Новаком (Novákem), они сели в самолёт, брат Шелепа (Šelepa) дал контакт и добро на взлёт и биплан взлетел. Покружил над степью и быстро исчез в облаках на пути к Каинску. Вернулся он через полчаса..."
(с) Перевел Барабаш
Интересно. Двухместный биплан - что бы это могло быть... неужели "Сопвич"? Никогда раньше не слышал про авиацию в чехословацком корпусе до мая 1918....
Никогда раньше не слышал про авиацию в чехословацком корпусе до мая 1918....
Ещё на Украине в состав ЧСК был передан (по другим данным, чехословаки его "прихватизировали") полевой авиазавод (авиамастерские), который чехословаки отправили эшелоном (или несколькими эшелонами) под командованием поручика Фиала на Восток.
4 апреля 1918 г. в Пензе чехословаки сдали большевикам 3 аэроплана. Один аэроплан, думаю, что скорее всего, это был двухместный биплан "Farman F30", ещё в феврале был вывезен с территории Украины и "проскочил" на Восток: «чехословаки сдают все боевое авиационное и обозное имущество, кроме винтовок, части пулеметов, двух батарей по одной на дивизию и одного аэроплана» (из телеграммы в СНК РСФСР от 18.02.1918 г. Нач. ВОСО Украинской республики С.С. Бакинского).
27 мая 1918 года этот "авиационный" эшелон находился на станции Култук на берегу Байкала. Так что 8-9 мая 1918 г. чехи вполне могли летать на двухместном биплане в районе Каинска.
Отправлено: 18.09.11 17:34. Заголовок: Михаил пишет: 4 апр..
Михаил пишет:
цитата:
4 апреля 1918 г. в Пензе чехословаки сдали большевикам 3 аэроплана.
Читал где-то, что тяжёлое вооружение чехословаки, в основном, оставили Антонову-Овсеенко, за что он им выразил революционную благодарность.Михаил пишет:
цитата:
Так что 8-9 мая 1918 г. чехи вполне могли летать на двухместном биплане в районе Каинска.
Коллега, да они летали Над Барабинском и Каинском. По данным д-ра Ваха действительно летал двухместный биплан. За указание марки самолёта, спасибо!
Читал где-то, что тяжёлое вооружение чехословаки, в основном, оставили Антонову-Овсеенко, за что он им выразил революционную благодарность.
В.А. Антонов-Овсеенко 16 марта 1918 г. издал приказ, в котором говорилось: «...наши товарищи Чехословацкого корпуса, с честью и доблестно сражавшиеся под Житомиром, прикрывая Киев, под Гребенкой и Бахмачом, прикрывая пути к Полтаве и Харькову, ныне покидают пределы Украины и передают нам часть оружия. Революционные войска не забудут той братской услуги, которая оказана была Чехословацким корпусом в борьбе рабочего народа Украины с бандами хищного империализма. Оружие, передаваемое чехословаками, революционные войска принимают как братский подарок».
"Боевое и обозное имущество" чехословаки сдавали на всём протяжении своего пути от Бахмача до Пензы и, судя по количеству оружия, сданного только Пензенскому Совету, запасы его были всё ещё немалые: "...к 4 апреля местному совету было сдано около 50 тыс. винтовок, 5 млн, патронов, 1200 пулеметов, 72 орудия и 3 аэроплана..."
Сообщение: 285
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация:
0
Отправлено: 18.09.11 19:30. Заголовок: Продолжение дневника..
Окончание записи от 8 мая из дневника Чижковского:
...Быстро и красиво совершив посадку, выскочил и взволновано рассказал аудитории: « Четверть часа назад достиг скорости 120 вёрст в час на максимальной высоте 980 метров (1280 оборотов винта в минуту). Немного подождал и снова вылетел с братом подпоручиком Новаком. После превосходного взлёта вскоре исчез в облаках и был целых 45 минут невидимым, поэтому многие забеспокоились. Но другие братья смогли убедить нас, что брат Фиала является первым среди чешских летчиков, поэтому он вернётся. И действительно. Примерно через час сквозь сильный шум ветра послышался звук двигателя и на огромной высоте появилась черная точка, которая всё росла и скоро мы увидели биплан, который красиво кружил над станцией и выполнял сложные петли в воздухе. Облетев Барабинск, брат Фиала очень легко и элегантно приземлился. Оба пилота, выскочили из аппарата целые и невредимые (на высоте 1.800 метров зима: 35 градусов по Реомюру).
1.Letecký a automobilní oddíl v Serdobsku duben 1918, letoun Sopwith 1 1/2 Strutter, před letadlem stojí František Diviš, František Placák, Vlastimil Fiala, František Šelepa, Lev Melč a Jaroslav Skála.
1. Československý letecký a automobilní oddíl byl založen na přelomu února a března 1918 v Kyjevě kde obdržel 22.2. od odjíždějící francouzské mise první letadla 2x Nieuport, 4x Sopwith 1 1/2 Strutter (1A2 č.:1202, 1203, 1204), Morane-Saulnier Parasol a náhradní motory Clerget. Poté, vzhledem k evakuaci celého armádního sboru, se měl oddíly Pečerský a Slavětínský (Svatošínský) přesunout dne 3.3. na východ na letiště Lubny, v té době pod vedením ppor. Melče (Lubenský oddíl). Zde přebrali další část francouzského materiálu včetně dvou letadel (Nieuport/Spad ?).
...V Penze byli dne 16. dubna přinuceni odevzdat další část materiálu a letadel. V Barabinsku Vlastimil Fiala s Josefem Novákem, Františkem Kubovým a Václavem Ševcem provedl několik zalétávacích a orientačních letů. Poté byl transport od 11.5. do 22.5. opět na cestě. V Krasnojarsku 23.května byl oddíl donucen odevzdat zbytek materiálu a letadel...
Там же.
Похоже, что над Барабинском и Каинском поручик Фиала летал всё-таки на Сопвиче 1 1/2 Strutter. Остальные самолеты 1-й чешской авиагруппы были одноместные...
Poznámka V legiích od 28.10.1917 do 31.12.1919.*1.9.1914 zařazen k leteckému oddílu č.1 a odveden jako poručík - letec. *6.1.1919 povýšen na kapitána.*7.3.1919 těžce zraněn při pádu letounu, stal se invalidní. *Do vlasti plul lodí hefron 13.8.1919. 1.1.1920 povýšen na majora.*Asi v r. 1924 v hodnosti plukovníka generálního štábu dán do výslužby. *doplnění dalších informací na podnět badatele Ing. Františka Steklého.
Поручик Фиала Властимил, 11.9.1893, Пардубице, округ Опочницы, пленен 15.05.1917 в районе Яссы Румынские 6 января 1919 года был произведён в капитаны, 7 марта 1919 года тяжело ранен в результате падения самолёта и в августе 1919 года отправлен на Родину. Стал инвалидом (лишился ноги), но продолжал военную службу. 1 января 1920 года произведён в майоры. В 1924 году вышел в отставку в звании полковника.
Отправлено: 18.01.17 17:41. Заголовок: Попалось мне в архив..
Попалось мне в архиве одно интересное воспоминание красногвардейца... Заинтересовало тем, что он писал о том как попал в авиаотряд Центросибири, отступивший из Иркутска в Забайкалье летом 1918. Я и не думал, что у красных была авиация в то время... Посмотрю, что именно там написано...
Приезда авиаторов. В Красноярск недавно приехала группа морских офицеров-авиаторов с эшелоном аппаратов и технических принадлежностей для устройства около города мастерских для изготовления аэропланов. Но вследствие неблагоприятных метеорологических условий долины р. Енисея, главным образом, из-за сильных ветров, морские летчики принуждены искать другое место, более подходящее по климату. Таким благоприятным районом является Владивосток. Морские летчики сами с Балтийского побережья. Во время наступления немцев им удалось эвакуировать авиационное имущество в Самару, куда и было все доставлено еще при большевиках. Теперь, с оставлением Самары, наши единственные гидроавиаторы получили задание развернуть свои мастерские в Сибири и снабжать союзные армии на нашем фронте летательными аппаратами. Все ценные технические принадлежности: станки, материалы и пр. привезены ими с собой.
"Св. С."
Русская речь. №38. 17 ноября 1918 г.
Подарок армии от Ново-николаевского Биржевого комитета. Биржевой комитет купил для армии самолет-истребитель, передал его представителям 3-го Авиационного дивизиона и послал военному министру следующую телеграмму: "Биржевой комитет, радуясь своей возможности помочь дорогой нашей армии, шлет ей свой привет и в качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами Биржевого комитета инженером Поповым. Да поможет Бог спасти Россию и ее народы от переживаемых бедствий. Аппарат передан третьему Сибирскому Авиационному дивизиону".
Отправлено: 22.01.17 22:28. Заголовок: Вобщем, у Центросиби..
Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала.
Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала.
А известно придумать успели опознавательные знаки для самолетов Центросибири..?
Отправлено: 23.01.17 10:39. Заголовок: Нет, не встречал. Ду..
Нет, не встречал. Думаю, не дошло до этого, раз даже ни одного летчика не было. А вот со стороны белых на Прибайкальском фронте самолет или самолеты были... Блин, не помню где, читал, что при появлении самолета китайский отряд в диком ужасе побросал винтовки... Возможно, басня...
Хммм... Значит нужно искать другие источники... Возможно ситуация менялась... Но по моему источнику (Куприн-Рютин) в июле-августе 1918 в Чите собраны 2 аэроплана, но нет ни одного летчика. Интересно, а есть вообще упоминания со стороны семеновцев, что против них действовал хоть 1 самолет?.. А известные совещания - это заседания Центросибири? Вариант: самолеты отправили в Читу и отрапортовались - задействована против Семенова! А то что на них некому летать, и невдомек?
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 14
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет