Отправлено: 27.07.12 17:37. Заголовок: Летчики армии Колчака (продолжение)
Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.
Отправлено: 28.01.14 10:43. Заголовок: Dr. Kaminsky пишет: ..
Dr. Kaminsky пишет:
цитата:
Так вот последний его чин в "добольшевистской" армии - Капитан (а не - штабс-капитан, если конечно верить архивному списку курсантов, закончивших подгот. курсы 3-ей очереди)
Скорее всего. А в приказе у Колчака - уже подполковник. Штабс-капитаном он числился в советское время, что типично для бывших офицеров, занижавших свои чины (а тем более скрывавших службу и производства в чины в белых армиях - см. в соседней теме приказ из того же источника о производстве будущего маршала Говорова).
Шмелев На 1 августа 1919 г. обучающийся в Дальневосточной (Спасской) авиационной школе, мичман.
Шмелев Георгий. Мичман Сибирской флотилии. В белых войсках Восточного фронта; с 30 июня 1918 г. на Сибирской флотилии
Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004 – С.535
Шмелев Георгий Александрович Родился в 1895 г., г. Ленинград; русский; образование незаконченное высшее; б/п; преподаватель военно-воздушной академии. Проживал: Москва, Пеговский пер., 1-4. Арестован 5 января 1931 г. Приговорен: Коллегией ОГПУ 15 июня 1931 г., обв.: шпионаже и к.-р. деятельности. Расстрелян 29 июня 1931 г. Место захоронения - место захоронения - Москва, Ваганьковское кладбище. Реабилитирован в ноябре 1958 г. Источник: Москва, расстрельные списки - Ваганьковское кладбище lists.memo.ru
2-й Сибирский авиаотряд на 20.04.1919: в/л подпоручик Венслав Карл Михайлович: 1-я авиарота, Севастопольская авиашкола (1915), в авиации с 12.1915, в отряде с 23.02.1919
barnaulets пишет:
цитата:
В белой армии с лета 1918 г., начав службу командиром 1-го авиаотряда Народной армии (бывшего Бакинского авиаотряда красных).
"С помощью чехов в Самаре сформировали 1-й народно-армейский авиадивизион под командованием поручика Пестова. Авиадивизион состоял из трех отрядов, которым присвоили вполне логичные номера с 1-го по 3-й. 1-й отряд (бывший Бакинский) под командованием летчика К.М. Венслава был еще в марте отправлен советским правительством на помощь Бакинской коммуне, но застрял в Самаре, где и был захвачен в июне наступавшими чехословаками. Венслав пытался бежать, но местные крестьяне поймали его и избили так, что он месяц пролежал в госпитале. Однако это не помешало ему после выздоровления вновь надеть погоны и возглавить свою часть."
Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев. "Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне"
В советское время летчик-испытатель, служил в летном отряде Военно-воздушной академии им. Жуковского.
Кроме того был известен как планерист. Установил несколько рекордов. Работал инструктором в Московской планерной школе Осоавиахима, в т.ч. был инструктором у будущего отца советской космонавтики С.П. Королева.
Войсковой старшина пишет:
цитата:
1929 г. VI состязания. Представлено 22 планера. Выполнено 588 полетов общей продолжительностью 99 часов 19 мин. Впервые А. Юмашев на планере "Скиф" выполнил парящий полет над равнинной местностью. Установлено 4 всесоюзных рекорда: продолжительность полета - 10 часов 22 мин., В. Степанченок (планер Г-7), дальность по маршруту с возвращением к месту старта – 34,8 км, К. Венслав, высоты полета – 1520 м, А. Юмашев ("Скиф") и Д. Кошиц ("Гриф"), дальность полета – 34,6 км, Д. Кошиц ("Гриф")
1935 г. XI состязания. Представлено 70 планеров, из которых 27 – новой конструкции. Общий налет составил 866 час. 17 мин. Был выполнен беспосадочный перелет планера Г-14 (пилот К. Венслав) за самолетом-буксировщиком П-5 из Москвы в Коктебель протяженностью 1524 км за 10 час. 30 мин. В течение полета самолет подпитывался горючим через шланг от планера-цистерны. Было установлено несколько всесоюзных рекордов, превышавшие мировые. После XI слета все мировые рекорды продолжительности полета стали принадлежать советским планеристам.
Осенью 1935 воздушный поезд в составе П-5Л (л – И.С. Баранов, командир поезда М. Кокошко и сцепщик М.Е. Захаров) и планера Г-14 ЦЛ-2А (л К.М. Венслав) совершили беспосадочный перелет из Москвы в Коктебель с дозаправкой в воздухе из планера.
Венслав Карл Михайлович, род. 1893, Польша, Гродненская губ., Белостокский уезд, д. Любейки, поляк, б/п, з-д № 1 НКОП: летчик-испытатель. Адрес: ул. Горького, д.66/1, кв. 8. Рассстрелян 25.12.1937. Место захоронения: Бутово.
Приказом Верх. Прав-ля и Верх. Глав-щего адмирала Колчака от 14 июня 1919 г. производятся из прапорщиков в подпоручики, числящиеся по инженерным войскам, Военно-авиационной школы инструктора, военные летчики Бабушкин (Михаил), Галецкий (Тадеуш), Арсеньев (Арсений), все трое - со старш-вом с 3 мая 1919 г.
Галецкий Тадеуш Францевич. Род.1890, г.Люблин (Польша); поляк, б/п, обр. среднее, старший инспектор Управлевния авиации Осовиахима СССР, майор, прож. в Московской обл.: ст.Лосиноостровская, Раевский пер., д.3. Арест. 30.04.1938. Приговорен ВКВС СССР 27.09.1938 по обв. в участии в военно-фашистском заговоре. Расстрелян 27.09.1938. Реабилитирован 28.05.1957.
По данным Марата Хайрулина: ГАЛЕЦКИЙ Тадеуш Францевич с января 1914 г. проходил обучение в Авиационном Отделе Офицерской воздухоплавательной школы, в марте 1914 г. окончил моторно-авиационный класс. С мая 1915 г. обучался летному делу в Гатчинской Военной авиационной школе, 28 июля 1915 г. назначен помощником инструктора, 16 августа 1915г. выдержал экзамен на звание летчика и назначен инструктором Отдела Гатчинской школы в Петрограде. В ноябре 1917 г. произведен в прапорщики инженерных войск. В 1918 г. в составе школы перешел в Народную армию Комуча. Инструктор Военной авиационной школы Народной Армии, затем Курганской военной авиационной школы. В феврале-июле 1919 г. летчик, с 26 сентября 1919 г. и.д. командира 2-го Сибирского авиаотряда. Взят красными в плен в Омске, назначен на авиакурсы комсостава.
Снова возвращаясь к началу темы. Как-то я размещал информацию о белом летчике Василии Ивановиче Пестове (брате советского генерал-поплковника артиллерии): http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-180-0
Упомянуто и о его службе у белых, правда очень кратко, без подробностей:
Невероятно, но очередной чин (штабс--капитана) Пестов получил 28 марта 1919-го года (!), будучи начальником воздушного флота Западного фронта (!)*; зато потом в два приема (1--го и 5--го апреля указанного года) был произведен в чин подполковника со старшинством с 19 сентября 1917 г. И было это на востоке, в армии Колчака.
* Вероятно, имелось в виду - Западной армии
До этого, как указано в книге М. Харулина и В. Кондратьева, он командовал 1-м авиадивизионом Народной армии
Отправлено: 29.01.14 20:12. Заголовок: Dr. Kaminsky пишет: ..
Dr. Kaminsky пишет:
цитата:
Но тогда что? И служба у белых была добровольной и у красных тоже - в свое время?
Почему бы нет. Ваших же генштабистов, служивших потом у красных, в белую армию тоже не под дулом пистолета загоняли.
Бред же в том, что якобы летчика силой заставляли служить у белых, зная, что он в любой момент может перелететь к противнику. И ведь поверили (или сделали вид, что поверили).
А вот служба у красных для многих из них, как мне кажется, была делом вынужденно-добровольным (были, конечно и те, кого служить у белых вынудили - но среди офицеров, а тем более летчиков - таких было меньшинство). До поражения армии Колчака они и не думали переходить на сторону Красной армии (чтобы потом наиболее удачливые из них не писали в своих автобиографиях). Потерпев же поражение, они выбирали, на их взгляд, меньшее из зол - службу по специальности на стороне победителя, кто-то спасая свою жизнь, кто-то - чтоб прокормить семью, кто-то и по идейным соображениям, под влиянием случившейся катастрофы переосмыслив свои прежние взгляды, а некоторые - в расчете повернуть потом оружие против красных или перейти к своим при первой возможности. А чаще всего действовал целый комплекс побудительных мотивов. Отчасти похожий выбор делали те бывшие бойцы и командиры Красной Армии, которые во время Великой Отечественной войны попали в плен и перешли на сторону немцев или Власова. С оговоркой, что для белых в 1920 г. такой выбор не был отягощен предательством Родины - все-таки большевики были свои - русские, да и в Красной армии было много таких же как они бывших офицеров.
Отправлено: 30.01.14 00:42. Заголовок: Не собираюсь с Вами ..
Не собираюсь с Вами спорить. Для того, чтобы понять выбор этих людей, надо оказаться в их шкуре и пережить то, что они пережили.
Dr. Kaminsky пишет:
цитата:
Все перчисленное Вами до сих пор вряд ли можно подвергнуть сомнению, Но вот этот факт мне представляется фантастическим. Это они в мемуарах так писали, так сказать, post-factum, мол, вот, пошли служить к "красным супостатам", чтобы потом тайком "всадить им нож в спину". Только, боюсь, что это - мемуарные "сказки"
Это в каких-таких мемуарах они такое могли написать? Только если в частном разговоре, и то, с большой вероятностью, что тут же донесут, куда следует. Поэтому помалкивали и служили, кто-то искренне, а кто-то в ожидании благоприятного момента для возобновления борьбы (который для них так и не наступил). А в голову к ним, чтобы понять, что они переживали и думали, не залезешь. Писали же они в советское время совершенно обратное - почитайте воспоминания того же Максима Зверева, которые выложил Юрий Иванович.
Невероятно, но очередной чин (штабс--капитана) Пестов получил 28 марта 1919-го года (!), будучи начальником воздушного флота Западного фронта (!)*; зато потом в два приема (1--го и 5--го апреля указанного года) был произведен в чин подполковника со старшинством с 19 сентября 1917 г. И было это на востоке, в армии Колчака.
Доронин Ю.П. Авиация белых армий на Восточном фронте // Белая армия. Белое дело: Исторический научно-популярный альманах. №4. Екатеринбург, 1997. С.69-70.
barnaulets пишет:
цитата:
У М. Хайрулина и В. Кондратьева: "3-й отряд (бывший 5-й корпусной) под командованием летнаба И.Т. Мещерякова был укомплектован полностью, по штату. Он состоял из трех «Ньюпоров» разных модификаций и трех «Фарманов-30» французской сборки. Так же, как и 2-й, его захватили в Сызрани, а все пилоты перешли на сторону белых".
На 13 октября 1922 г. в Спасской авиашколе, поручик (инициалы не указаны)
Вероятно, он же: Мещеряков Иван Тимофеевич. Родился в 1893 г., Литва, г. Ковно; русский; образование среднее; б/п; Моск. контора Далькрайсоюза: товаровед. Проживал: Москва, 1-я Квесисская ул., д. 41, кв. 5. Арестован 20 сентября 1937 г. Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 19 ноября 1937 г., обв.: контрреволюционной агитации. Расстрелян 25 ноября 1937 г. Место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в ноябре 1957 г. Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон. lists.memo.ru
Отправлено: 30.01.14 20:04. Заголовок: Еще одна судьба (упоминался в первой части темы про летчиков)
barnaulets пишет:
цитата:
РИМША Юлиус Иванович (? - ?), прапорщик старой армии. Военный летчик. За боевые отличия награжден тремя Георгиевскими крестами. До 9 июля 1918 г. находился на службе в Красной армии в составе Оренбургского авиационного отряда, вместе с которым перешел на сторону Сибирской армии. Летчик 3-го Сибирского авиационного отряда; в конце августа - сентябре 1918 г. временно командовал авиаотрядом. Приказом по Сибирской армии от 1 ноября 1918 г. произведен в подпоручики со старшинством с 19 июля 1918 г.
Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году. – Новосибирск, 2010. – С. 492
Даты жизни: 25 октября 1894 г. - 17 мая 1926 г. (Рига, Латвия) Лейтенант ВВС Латвии. Похоронен в Риге.
Learned to fly in Czarist Russia and, during the Russian Civil War, he flew for the White Russians. 1920 - joins the Latvian military, aviation section. Immediately put to work flying the early Latvian aircraft. November 3, 1920 - flies a Sopwith Camel from Spilve to Petersfelde aerodrome in order to evaluate the airfields suitability for service. November 6, 1920 - returns, with the Camel, to Spilve. November 18, 1920 - flies over Dobele in a ceremony celebrating Latvian Independence Day. 1920 - Rank: Lieutenant March 10, 1921 - Member of the 1st Squadron. July 7, 1921 - crashed Sopwith Camel (#18) when, after takeoff, a wheel fell off. A crash upon landing was inevitable. August 7, 1921 - participates in the Aviation Festival at Riga/Spilve. 1920 - Rank: 1st Lieutenant March 22 - April 4, 1922 - participates in the aerial re-supply of German ships frozen in the ice in the Bay of Riga. 1923 - one of only four Aviation Regiment pilots initially considered qualified to fly the new Ansaldo Balillas. October 11, 1923 - Member of the 1st Squadron. June 15, 1924 - flying Sopwith Camel #18 he participates in the Aviation Festival at Riga/Spilve. May 17, 1926 - dies, in Latvia.
Sources - Bruvelis, Edvins Latvijas Aviacijas Vesture
Отправлено: 30.01.14 21:53. Заголовок: 3-й Сибирский авиаот..
3-й Сибирский авиаотряд на 8.09.1919: подпоручик Римша (с 4.06.1919 - в кратковременном отпуске, где находится: не известно) РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, л.51.
Отправлено: 31.01.14 13:33. Заголовок: Еще один летчик, жиз..
Еще один летчик, жизненный путь мог бы послужить основой для авантюрного романа:
"У колчаковцев же в то время единственным источником пополнения служили ... советские летчики, которые угоняли свои машины к противнику. Еще несколько таких случаев отмечено зимой и весной 1918—1919 годов. В частности, 20 декабря бывший есаул Широков из 2-го Калужского отряда перелетел на «Ньюпоре-10» из Бугульмы в занятую колчаковцами Уфу. У Колчака он в дальнейшем служил инструктором Спасской авиашколы."
Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне
У С.В Волкова о нем:
ШИРОКОВ Иван Иванович, р. 15 янв. 1893. Сын генерал-лейтенанта ВВД. Гатчинская авиационная школа. Сотник л.гв. Казачьего полка, инструктор Офицерской артиллерийской школы. В белых войсках Восточного фронта (перешел от красных), 1919 инструктор Спасской авиционной школы. В эмиграции в Аравии, служил в авиации. 1923 взят в плен и посажен на кол в Хиджазе. Отец Иван Захарович (26 сент. 1947 — 1928, в эмиграции).
Волков С.В. Офицеры Российской гвардии. Опыт мартиролога. – М.,2002. – С. 539
Более подробные сведения о нем от Марата Хайрулина. Сведения о трагической судьбе есаула Широкова, видимо, взяты из той же книги Волкова, а у того сведения из публикации в каком-то из эмигрантских изданий. Вопрос, насколько они соответствуют действительности, а не основаны на слухах.
Широков Иван Иванович. Военный лётчик. Есаул. Родился 15 сентября 1893 года в станице Усть-Медведицкой. Из дворян Донской области. В 1911 году окончил Воронежский кадетский корпус. 6 августа 1913 года окончил Николаевское кавалерийское училище и выпущен хорунжим в Лейб-гвардии казачий полк. 4 октября 1914 года прибыл на службу в 3-й Донской казачий Ермака Тимофеевича полк. 11 марта 1915 года был назначен наблюдателем в Гренадерский корпусной авиаотряд. С 14 августа 1915 года по 16 мая 1916 года обучался в Гатчинской военной авиашколе. 28 мая 1916 года получил звание военного лётчика. С 31 мая 1916 года служил лётчиком в 16-м корпусном авиаотряде. С 18 ноября 1916 года был лётчиком в 8-м авиаотряде истребителей. 1 марта 1917 года командирован инструктором в Одесскую школу авиации. 18 августа 1917 года назначен в 3-й авиапарк. Награды: ордена Св.Станислава 3-й степени, 2-й степени с мечами, Св Анны 4-й степени «За храбрость», 3-й степени с мечами и бантом, 2-й степени с мечами, Св.Владимира 4-й степени с мечами и бантом, 15 сентября 1917 года прибыл на Дон к генералу Каледину. С 1 апреля 1918 года — есаул. С 12 февраля по 1 апреля 1918 года участвовал в походе с генералом Корниловым, будучи командиром конно-пулемётной команды. В мае 1918 года назначен командиром Донского самолётного отряда. 7 июля 1918 года самовольно отлучился из отряда и прибыл в Москву. С 10 августа 1918 года был лётчиком советской 1-й Калужской авиагруппы. В анкете писал, что «22 сентября 1918 года был командирован в Москву в организацию генерала Алексеева с деньгами. 5—15 октября 1918 года находился под арестом в Москве». 20 октября 1918 года перелетел из Бугульмы в Уфу на сторону противника, причём увёз с собой и комиссара авиации 5-й армии. В январе 1919 года был командирован в Спасскую военную авиашколу. С февраля 1919 года — старший инструктор школы. 17 мая 1919 года откомандирован в распоряжение начальника воздушного флота при верховном главнокомандующем. Позднее служил лётчиком в Аравии у тамошнего короля Ибн Сауда. В 1923 году погиб в плену в Хеджасе. (Источник: М.Хайрулин XVI КАО)
Правда, про службу у белых совсем немного, причем опять повторяется явная чушь про чешский плен (причем вопреки логике получается, что у Колчака он служил, находясь одновременно в плену у белочехов), хотя известно, что он сам перелетел на сторону белых:
В сентябре 1918г. - апреле 1920г. был в плену у белочехов. 1918-1919г. – служил у Колчака, на 27.08.1919г. в/л 3-го Сибирского авиаотряда, прапорщик.
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 478
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет