On-line: И.Стариков, гостей 1. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
moderator




Сообщение: 478
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.11 19:30. Заголовок: Выдающиеся русские эмигранты - участники белого движения на Востоке России


Продолжая тему "Их именами названы улицы", где упомянул о судьбе Виктора Лузанова, сибирского кадета и офицера армии Колчака, ставшего выдающимся американским ученымhttp://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000086-000-0-0-1301983513,<\/u><\/a> а также по аналогии с темой "Белые офицеры на службе советской науки", решил создать ветку про эмигрантов-участников Белого движения на Востоке России, внесший заметный вклад в развитие науки, культуры и техники за рубежом.

В истории американской русской и американской авиации хорошо известно имя авиаконструктора И. Сикорского. Имя Константина Львовича Захарченко, бывшего гардемарина Морского училища во Владивостоке, георгиевского кавалера армии Колчака, ставшего известным американским конструктором, внесшего также большой вклад в развитие китайской авиации, в нашей стране известно меньше. И хоть информация о нем есть на Википедии, решил все-таки разместить здесь его биографию.



Константин Львович Захарченко (англ. Constantine L. Zakhartchenko, 17 января (29 января) 1900, Люблин, Российская империя — 1987, Вашингтон (Калифорния), США)

Родился 17 января 1899 года в городе Люблин одноимённой губернии Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи. В 1916 году окончил киевскую гимназию и поступил в Морской корпус в Петрограде.

Летом 1917 года гардемарином впервые принял участие в боевых действиях на море в составе Флотилии Северного Ледовитого океана. Осенью того же года вместе с другими гардемаринами был направлен для продолжения учебы и службы во Владивосток и определён на вспомогательный крейсер «Орёл». Во время Октябрьской революции крейсер вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» находился в плавании, в Нагасаки. Узнав о революции, команда корабля восстала, но офицерам и гардемаринам, в числе которых был Захарченко, удалось разоружить мятежников. После этого инцидента корабль отправился в Гонконг, где судно и экипаж перешли в подчинение белогвардейского командования. Захарченко остался в экипаже «Орла», который в 1918 году был включён в флот адмирала Колчака, разоружен и превращён в учебный корабль. Во время службы в белом флоте он был произведен в чин мичмана и награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В 1920 году, после поражения Колчака, «Орел» ушел в Средиземное море, а часть его команды, в том числе и Захарченко, высадилась в Калькутте.

По-видимому, в 1918-19 гг. Захарченко продолжил обучение в созданном во Владивостоке Морском училище, а в мичманы был произведен уже в 1920 г. во время известной одиссеи вспомогательного крейсера "Орел". Георгиевский крест же был получен им за участие в подавлении мятежа генерал Гайды. Подтверждение этому нашел в известной статье Николая Крицкого и Алексея Буякова "Некоторые особенности Георгиевскими наградами в белом движении на Дальнем Востоке России (1918—1922 гг.). См.:
http://george-orden.narod.ru/Stat/stat09.html<\/u><\/a> За отличия при подавлении эсеровского мятежа во Владивостоке 17-18 ноября "Георгиевскими крестами IV степени был награжден весь 3-й взвод 1-й роты, в том числе гардемарины Н. Александров, Н. Андреев, М. Бородин, К. Захарченко, К. Зельгейм, И. Попов, B. Соколовский и В. Шавров".


Захарченко решил эмигрировать в США и отправился из Калькутты в Нью-Йорк, где получил помощь в Морской миссии при Российском посольстве. В 1921 году поступил на авиационное отделение Массачусетского технологического института. Будучи студентом, с 1923 года он работал в различных авиационных фирмах, начав свою деятельность в этой отрасли с должности чертежника.
После получения в 1925 году диплома инженера по аэронавтике Захарченко занял должность ведущего конструктора в небольшой авиационной фирме «Kaess Aircraft» расположенной на Лонг-Айленде и принадлежащей эксцентричному миллионеру и американскому авиационному меценату Чарльзу Альберту Левину. Летом 1926 года Захарченко пригласил в фирму своего товарища по петроградскому Морскому училищу, авиаинженера Илью Ислямова. Вместе они строили двухмоторный биплан, но из-за причуд Левина аппарат достроен не был, а фирма закрылась. Параллельно Захарченко работал в «Wright Aeronautical Corporation» — фирме, в своё время основанной братьями Райт.
В 1928 году Джеймс Макдоннелл предложил своим бывшим однокашникам по институту — Константину Захарченко и Джеймсу Коулингу — создать собственную фирму. 15 ноября 1929 года в воздух поднялся разработанный ими двухместный спортивно-туристический самолет «Doodlebug» . Однако из-за начала Великой депрессии предприятие пришлось закрыть.
В начале 1930-х Захарченко работал заместителем главного конструктора Бориса Вячеславовича Корвин-Круковского в «Edo Aircraft Corporation», расположенной в Колледж-Пойнт. Фирма занималась производством гидросамолётов и комплектующих к ним.

В 1934 году к Захарченко обратились представители Китайской Республики с предложением организовать у них авиационное конструкторское бюро и заказом на разработку и постройку серийного цельнометаллического бомбардировщика. Захарченко принял это предложение, и в июле 1934 года он вместе с ещё тремя американскими авиаинженерами отправился из Калифорнии в Гуандун.
По прибытии в Гуанчжоу выяснилось, что, прежде чем заняться конструированием и постройкой заказанного самолёта, необходимо было возвести сам завод, главным инженером которого и был назначен Захарченко (по другой версии он был помощником главного инженера). Предприятие было развёрнуто в 100 км от Гуанчжоу и получило название «Шаогуаньский авиастроительный завод». Строительство корпусов завода длилось почти год с момента приезда авиаконструктора в Китай. Кроме того, в процессе работы над проектом стало ясно, что китайские власти не могут обеспечить завод необходимым количеством авиаспециалистов, как было предусмотрено в контракте, и имеются серьёзные трудности с производством металлических запчастей. Вскоре Захарченко понял, что конструирование бомбардировщика при таком обеспечении затянется в лучшем случае до 1938 года, и к тому моменту самолёт уже морально устареет. Исходя из этого он предложил командованию китайской авиацией несколько вариантов других самолётов, которые он мог создать и производить на имеющейся ресурсной базе.
Контракт был пересмотрен, и Захарченко начал конструировать двухместный истребитель-биплан, получивший название «Фусин» («Возрождение»). Разработку проекта и чертежи завершили в январе 1935 года, а уже в апреле у Захарченко имелось всё необходимое для сборки 20 самолётов — 10 учебно-тренировочных и 10 многоцелевых, которые предполагалось использовать как истребители, лёгкие бомбардировщики и фоторазведчики. Официально завод приступил к работе 1 декабря 1935 года. Первый «Фусин» поднялся в воздух 20 мая 1936 года и показал отличные лётные данные, никаких существенных доработок конструкции не потребовалось. Первые 5 самолётов были построены в январе 1937 года, после чего программа была законсервирована до сентября. Параллельно с «Фусином» конструктор разработал ещё один учебно-тренировочный самолёт — свободнонесущий низкоплан, получивший название XT-2 (также фигурирует как AT-2). Фюзеляж машины имел оригинальную конструктивно-силовую схему с использованием многослойной бамбуковой обшивки.
Весной 1937 года завод получил новое задание — сборку 30 новых «Хоуков», лицензию на производство которых получил Китай. Захарченко организовал производственный процесс, и к моменту начала второй японо-китайской войны (7 июля) было собрано 4 самолёта. С августа завод стал объектом бомбардировок, но работа не остановилась — шла сборка «Хоуков» и, более того, была расконсервирована программа по производству и доработке «Фусинов». Кроме того, с начала войны Захарченко начал активно изучать трофейную японскую технику. В начале 1939 года, с началом японского наступления на юге Китая, завод и весь его персонал были эвакуированы в Куньмин, провинция Юньнань, а само предприятие было переименовано в «1-й самолётостроительный завод ВВС» (также фигурируют названия Shiuchow Aircraft Works и Куньминский завод). К апрелю 1939 года под руководством Захарченко было собрано 44 «Хоука III», из которых 14 — только из деталей подбитых машин.
С 1937 по 1939 год Захарченко принимал участие в создании китайского истребителя «Чжун 28-И» (28-2), являющегося по сути воспроизведённой копией советского И-15, с установленным на него американским двигателем Райт «Циклон». В ходе работы над проектом, несмотря на свои антикоммунистические взгляды, Захарченко несколько раз встречался с советскими военными советниками. При конструировании «Чжун 28-Цзя» (28-1), копии И-16, и «Чжун 28-И» применялась идея Захарова с использованием трёхслойной бамбуковой обшивки.
В начале 1940-х под руководством Захарченко началось проектирование ещё одного истребителя-моноплана — «Экспериментального истребителя № 1», сокращённо XP-1. Его основными особенностями было «крыло обратной чайки» и автоматические предкрылки. Фюзеляж и консоли предполагалось сделать деревянными, а носовую часть металлической, в качестве двигателя использовался всё тот же Райт «Циклон».
В 1940 году конструктор был назначен на должность технического советника и члена Бюро по аэронавтике при правительстве Чан Кайши. В последние годы своего пребывания в Китае Захарченко занялся разработкой ракетного оружия. В 1943 году он покинул Китайскую Республику, отправившись назад, в США. За свой вклад в авиапромышленность Поднебесной и борьбу с японцами он был награждён одной из высших наград страны — орденом Национальной Славы. «Фусин» же вошёл в историю как первый китайский серийный самолёт собственной постройки.
Несмотря на отъезд генерального конструктора, проект XP-1 продолжил своё существование. Разработку и постройку самолёта полностью взяли на себя китайские авиаконструкторы, и первый из двух заложенных самолётов был построен к началу 1945 года. Самолёт оказался перетяжелён и не соответствовал изначально запланированным характеристикам. В первом полёте на высоте 400 метров возникли проблемы с устойчивостью и управляемостью, а во втором вылете самолёт потерял скорость и упал на Гуйян, пилот погиб. Достоверно не известно, были ли ошибки, приведшие к трагедии, допущены Захарченко при проектировании, или они появились уже после него, на стадии доработки проекта китайскими инженерами.

В 1939 году Джим Макдоннелл воссоздал свою авиастроительную фирму и не замедлил разыскать своего институтского товарища. Захарченко откликнулся на его предложение и согласился возобновить совместную работу, но вернулся в США лишь в 1943 году. Поступив на работу «McDonnell Aircraft Corporation» он переехал в Сент-Луис и занял должность главного конструктора научно-исследовательского отделения по вертолетам и двигателям.
Под его руководством в 1946 году был построен двухмоторный вертолёт McDonnell XHJD-1 «Whirlaway» (Model 37), в ходе испытаний которого конструктору удалось решить ряд сложнейших проблем, характерных для аппаратов двухвинтовой поперечной схемы. Вертолёт поднялся в воздух 25 апреля 1946 года. Воздушный гигант оставался самым большим вертолетом в мире вплоть до осени 1948 года, когда при участии другого выходца из Российской империи — Якова Шапиро — в Великобритании был построен трёхвинтовой Cierva W.11 Air Horse.
29 августа 1947 года в воздух поднялся второй вертолёт, сконструированный Захарченко — McDonnell XH-20 «Little Henry» (Model 38) — первый в мире вертолет с реактивным приводом несущего винта, приводимого в движение посредством прямоточных воздушно-реактивных двигателей, установленных на концах лопастей. Конструкция представляла из себя стальную раму с установленными на ней креслом для пилота и топливными баками, весил вертолёт всего лишь 125 кг. Относившийся к классу сверхлегких одноместных «воздушных мотоциклов» аппарат стал самым маленьким на то время вертолётом. Всего было построено два вертолёта этой модели и один его двухместный вариант McDonnell XH-29 (XH-20A). Первый XH-20 с июня 1953 года находится в экспозиции национального музея ВВС США.
Параллельно с постройкой вертолетов Захарченко продолжил исследования в области ракетной техники и реактивных двигателей и активно сотрудничал с аэродинамической лабораторией Корнелльского университета. Он стал одним из разработчиков форсажной камеры реактивного двигателя. В годы работы на «McDonnell Corp.» конструктор женился, а в 1947 году принял американское гражданство. В 1948 году Захарченко ушёл из из компании Макдоннелла и переехал в Вашингтон.

В 1950-1956 годах Константин Захарченко работал на экспериментальный отдел артиллерии ВМC США (United States Naval Ordnance Experimental Unit) при командование Потомакского речного флота ВМС. Участвовал в разработке крылатой ракеты ZAUM-N-Z. В 1956 году, за выдающиеся успехи в служении государству получил Медаль ВМС США «За отличную гражданскую службу».
В 1956-1976 годах работал консультантом правительственного Агентства по заказам ракетной техники, а также ряда государственных организаций, включая Министерство обороны и Библиотеку Национального конгресса.

Константин Львович Захарченко умер в 1987 году, в Вашингтоне, округ Колумбия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 , стр: 1 2 All [только новые]


moderator




Сообщение: 1423
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.12 17:48. Заголовок: ЗАХОДЯКИН Виктор Фил..


ЗАХОДЯКИН Виктор Филиппович

?, Нижний Новгород - 27 мая 1966, Саммит, штат Нью-Джерси

Участник Белого движения на Востоке России, конструктор двигателей внутреннего сгорания.
Проживал в Томске. Во время Первой мировой войны в чине поручика командовал ротой пулеметчиков 85-го Выборгского полка 22-й пехотной дивизии. Во время Гражданской войны воевал в рядах Сибирской армии адмирала А.В. Колчака.
В 1923 переселился в США, занялся проектированием и испытанием моторов внутреннего сгорания для аэропланов. Автор многочисленных изобретений в области двигателей внутреннего сгорания. Был президентом «Zahodiakin Engineering Corporation» и также избран президентом «Z-flex Piston Ring Corporation of New Jersey». Во время Второй мировой войны работал для флота США, награжден медалью.

Литература
Некролог // НРС [Новое русское слово (Нью-Йорк)]. 1966. 28 мая.



Источник: Русские в Северной Америке. Е.А. Александров. Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-Санкт-Петербург (Россия), 2005. – C.208
http://www.tez-rus.net/ViewGood39260.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 1515
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.09.12 16:15. Заголовок: Из темы про авиаторо..


Из темы про авиаторов:

http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000159-000-160-0

Ильин Петр Александрович (19.06.1887 г., Казань - 28.06.1950 г., Сан-Франциско)
Художник русского зарубежья, живописец, график. Родился в Казани. Принадлежал к аристократическому роду. Брат художника Глеба Александровича Ильина. Учился в Казанском реальном училище у живописца и архитектора Х. Пашковского, затем – в Петербургской АХ. Экспонент выставок АХ. Уже к 1905 был достаточно известным художником. Во время Первой мировой войны служил пилотом. Монархист по убеждениям, после революции эмигрировал вместе с женой, художницей Н. Ильиной, и братом в г. Харбин (Маньчжурия), затем в Токио. С 1922 жил и работал в Сан-Франциско. Персональные выставки прошли в Токио (1921, 1922), Париже (1924), Сан-Франциско, Чикаго (1939). Вёл активную художественную и общественную деятельность. Член и экспонент О-ва художников Сан-Франциско (1924 – 1950), Калифорнийского богемного клуба (1927 – 1950), О-ва «Здравомыслие в искусстве», Калифорнийского арт-клуба. Был удостоен множества наград и премий, в частности получил второй (1927) и третий (1934) призы на Государственных калифорнийских выставках (1927 – 1941), первый приз (1940) и приз «За известность» (1947) на выставках в ХМ «Калифорнийский дворец Почётного легиона» (Сан-Франциско). Крупный специалист в области портрета, мастер пейзажа и сюжетных композиций. Занимался иллюстрацией. Вёл переписку с художниками из Англии и России, автор аннотаций к их альбомам и выставочным каталогам. Большое количество документов, связанных с жизнью и творчеством мастера, находится в архиве Калифорнийского исторического о-ва. Работы представлены в Музее искусств Невады в г. Рено, Капитолии в г. Карсон-Сити (штат Невада), Мемориальной библиотеке Дохени (Университет Южной Калифорнии), ХМ Сан-Франциско, Чикаго, Сакраменто (штат Калифорния) и др.
http://www.korners.kiev.ua/russian/painters/1125?language=russian

Летчик армии Колчака. На 20.04.1919 г. штабс-капитан, командир 2-го Сибирского авиаотряда (с 11.02.1919). В Первую мировую войну в Осетинском конном полку, Гатчинская авиашкола, в авиации с 1917 г.


Перебаскин Виктор Николаевич (21 ноября 1894, С.-Петербург - 15 сентября 1976, Сен-Годенс, деп. Верхняя Гаронна). Инженер-геолог, доктор естественных наук, поручик, церковный деятель. Микропалеонтолог. Окончил 2-й кадетский корпус в С.-Петербурге, учился в Горном институте, в Константиновском артиллерийском училище. Участвовал в мировой и Гражданской войнах. Эмигрировал во Францию. В 1927 окончил в Страсбурге Школу естественных наук, занимался исследованиями нефтеносных пластов в Судане и Франции. В 1932 защитил докторскую диссертацию на темы: «Геология Восточного Французского Судана» и «Физическая география Западной Франции», доктор геологии. В 1931 вместе с братом Борисом Николаевичем Перебаскиным организовал горно-разведывательное бюро по применению разработанных ими новейших геофизических методик. Член Русского студенческого христианского движения (РСХД), в 1927 принимал участие в съезде РСХД в Клермон-ан-Аргон (деп. Мёз). В 1933-1939 церковный староста приписанной к Бельфору православной общины в Страсбурге. В 1958 участник паломничеств в Лурд (деп. Верхние Пиренеи). Награжден орденом Академических пальм.
http://dommuseum.ru/slovarx/person.php?id=9343

На 29.09.1919 г. летчик-наблюдатель 14-го корпусного авиаотряда армии Колчака

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 09.08.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 22:58. Заголовок: В 1970 году получи..



 цитата:
В 1970 году получил грамоту и знак Заслуженного работника Военно-морских сил США.



Господа! А это уже прямой бред

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2832
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.14 01:46. Заголовок: Гребенюкова Наталья ..


Гребенюкова Наталья
Вулкан Петруш по имени «черного гусара»



Среди Малых Зондских островов Малайского архипелага, среди мангровых зарослей, плотоядных растений, светящихся в темноте грибов, где гуляют слоны, тигры и носороги, поют райские птицы, есть остров Ломблен, а на нем вулкан. Местные жители называют его Петруш, по имени геолога, вулканолога, общественного деятеля, бывшего хабаровчанина, «черного гусара» и поэта Владимира Александровича Петрушевского, сборник которого, посвященный Хабаровску и Хабаровскому кадетскому корпусу, хранится в Гродековском музее.

Родился Владимир Александрович Петрушевский 4 февраля (17-го по новому стилю) 1891 года в Москве. Его прадед, Фома Иванович Петрушевский, был широко образованным человеком, переводил Евклида и Архимеда, являлся автором фундаментального труда «Общая метрология», занимал пост директора института слепых в Петербурге. Дед Владимира Петрушевского, Василий Фомич Петрушевский, был генерал-лейтенантом, гвардейцем, постоянным членом артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления — преподавал химию наследнику престола, будущему императору Александру III. Одним из научных открытий ученого было то, что он впервые сделал нитроглицерин безопасным. Василий Фомич был награжден многими орденами, в том числе и орденом Белого орла, девизом на котором были слова: «Pro Fide, Rege et Lege» («За веру, царя и закон»).

Отец поэта, Александр Васильевич Петрушевский, крестник Александра III, в 1891 году служил в Москве в Гренадерской артиллерийской бригаде и, когда родился сын Владимир, получил от императора телеграмму: «Поздравляю с пажем», но в Пажеский корпус мальчик не был определен. Брат будущего поэта, Федор, был известным ученым, физиком, заслуженным профессором Петербургского университета, главным редактором Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

В 1899 году, во время Ихэтуанского восстания в Северном Китае, Александр Васильевич Петрушевский был направлен на Дальний Восток и приписан к уссурийским казакам. Семья проживала в Хабаровске, и Владимир поступил в Хабаровский кадетский корпус и в 1908 году успешно его закончил. По случаю 50-летия присоединения Приамурья и Уссурийского края к России в 1908 году корпус получил имя графа Муравьева-Амурского. Город к тому времени был восточным культурным центром России: в нем был краеведческий музей, о котором оставил прекрасный отзыв в дневниковых записках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» Н. Г. Гарин-Михайловский, побывавший в Хабаровске в 1908 году (особенно понравился путешественнику отдел природы и этнографии), парк, памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому. Юный Владимир уловил интересные современному хабаровчанину приметы города:

Трусит по улице извозчик
На паре кляч полуживых,
Китаец — уличный разносчик —
Несет фазанов двух больших.
Летит по площади Соборной
Какой-то маленький возок,
Мальчишка, парень презадорный,
Несет «Хабаровский листок»…

Владимир Петрушевский посвятил корпусу торжественные, хотя и во многом подражательные стихи:

Прощай навек, мой корпус милый!
В тебе я пробыл много лет
И буду помнить до могилы,
Что я — хабаровский кадет…
Желаю стать тебе великим,
Со славой Родине служить
И на Востоке полудиком
Рассадником науки быть…

После окончания Хабаровского кадетского корпуса Владимир Петрушевский поступил в Михайловское артиллерийское училище в Москве, преподавателями в котором были Цезарь Антонович Кюи, профессор фортификации и член «Могучей кучки», Петр Николаевич Нестеров, военный летчик, основатель высшего пилотажа и автор «мертвой петли», Лавр Георгиевич Корнилов — впоследствии один из организаторов Белого движения. Через год Владимир перешел в Петербурге в Николаевское кавалерийское училище — элитное военное училище Российской империи, при котором была сформирована казачья сотня — так называемая Царская сотня. В 1911 году В. Петрушевский окончил училище и в звании хорунжего начал службу в Уссурийском казачьем дивизионе.

Когда началась Первая мировая война, В. Петрушевский, опасаясь, что его дивизион опоздает и не примет участия в военных действиях, перевелся в V Гусарский полк. Гусаров V Александрийского полка называли «черными», или «гусарами смерти». На серебряном полковом знаке был изображен черный мальтийский крест с адамовой головой — древнехристианским символом, смысл которого — готовность умереть за Веру, Царя, Отечество и обретение тем самым бессмертия.

Памяти V Гусарского Александрийского Ее Величества полка Владимир Петрушевский позже посвятил стихотворение:

Замолкли трубы и фанфары
И голос бравых вахмистров
Ее Величества гусары
Не рвутся лихо на врагов.
Не реют в воздухе султаны,
Не слышно ржания коней,
Красой не блещут доломаны —
Красой минувших славных дней…
Но нет! Придет пора иная,
Сомнений быть не может в том:
Семья сберется полковая
Под Императорским орлом!

В конце 1914 года 5-я кавалерийская дивизия, в состав которой входил и Александрийский Ее Величества гусарский полк, вела тяжелые бои, защищая подступы к Варшаве и затем сдерживая наступающую немецкую армию.

В середине 1915 года русская и вражеская армии остановились и закопались в землю. Началась позиционная война, которая прекратила деятельность кавалерии. Во время Гражданской войны, в 1918–1920 годы, кавалерия и казачья конница снова возродилась. Со всех концов России стали стекаться на территорию, занятую Добровольческой армией, кавалерийские офицеры, и началось восстановление полков для борьбы с Красной армией. Первым был сформирован в полном составе (6 эскадронов при 18 пулеметах) и выступил на фронт Александрийский Ее Величества гусарский полк.

В Гражданскую войну, защищая Веру, Царя и Отечество, Владимир Петрушевский воевал в чине полковника в армии А. В. Колчака и закончил войну в Сибири помощником начальника штаба Второй Уфимской кавалерийской дивизии Второго Уфимского армейского корпуса Третьей Западной армии, с апреля 1919 года — временно исполняющий дела (врид) начальника штаба. В. Петрушевский принимал участие в боях под Уфой, Златоустом, Челябинском и на Тоболе, был участником Ледяного похода, о котором другой его участник, князь Николай Кудашев писал:

Только смертельный выстрел
Или в упор картечь
Право давали, быстро,
Без приказанья лечь…
Перешагнув, живые
Шли… соблюдать черед…
Только в одной России
Мог быть такой поход!

После отступления Белой армии В. Петрушевский оказался во Владивостоке, которому посвятил стихотворение «Владивосток пал»:

Пал последний российский этап,
Где еще охранялась святыня,
Белых нет на Руси уж солдат,
И в руках коммунистов твердыня.
Над волнами спустился туман
И окутал он русские души…
«Курс держать на Корею! В Гензан!»
Но дадут ли дойти им до суши?
Корабли, корабли, корабли…
Много вышло вас в синее море —
Это беженцы Русской земли
На чужбину везут свое горе.

В 1920 году Владимир Петрушевский эмигрировал и сумел вывезти за границу свою богатую, уникальную военную библиотеку, которая долгие годы собиралась его дедом-генералом и им самим, знатоком русской старины, поэтом и ученым-исследователем в области сейсмографии, страстным нумизматом и собирателем старинных книг. В поисках работы он оказался на острове Ява, в Нидерландской Индии, как тогда называли Индонезию. Остров Ява находился под голландским управлением.

В тектоническом отношении Индонезия очень неустойчива: вулканов там насчитывается около четырехсот, из них сто действующих, и последнее значительное извержение произошло к тому времени в 1883 году, когда вызванная взрывом волна цунами погубила 36 тысяч человек, а из океана поднялись новые острова. С 1921 года Владимир Петрушевский работал в Горном департаменте в отделе геологии, изучил голландский и малайский языки, окончил военно-научные курсы генерала Головина. Сначала он был рядовым чиновником вулканической службы, работал напряженно и с большим увлечением: принял участие в 280 экспедициях, каждая из которых длилась от нескольких дней до нескольких месяцев. Владимир Петрушевский изъездил, исходил и облетел острова Яву, Суматру, Целебес, Борнео, Бали и длинный ряд мелких островов Океании. В ведении В. Петрушевского было 130 вулканов в районе Восточно-Индийского архипелага.

В обязанности вулканолога входило давать заключение о характере поведения вулканов и рекомендации об эвакуации местного населения и ее сроках, поэтому при первых сообщениях об угрозе вулкана Петрушевский садился в любой свободный гражданский или военный самолет и вылетал на место, чтобы скорее принять правильное решение. Его работа всегда требовала большого личного мужества. Дороги через непроходимые тропические джунгли с их гигантскими удавами, огромными летучими мышами и ядовитыми растениями, острыми, как лезвие бритвы, винно-малиновыми зарослями аланг-аланга, многочисленные спуски на дно кратеров, плаванье в лодке в районе подводных извержений — все это было сопряжено с угрозой для жизни, и не раз вулканолога считали обреченным на смерть.

Владимир Петрушевский был основателем сейсмографической станции, написал пять брошюр по вулкановедению, принимал участие во многих научных конференциях и съездах, выступал с сообщениями и докладами. На послевоенном конгрессе геологов в Осло деятельность Владимира Петрушевского высоко оценили: он был объявлен «чемпионом» — единственным, кто спустился на дно 68 кратеров. Он получил звание геолога honoris causa; один из вулканов на острове Ломблен Малых Зондских островов был назван Петруш…

В. Петрушевский закончил свою деятельность начальником геологической службы разведки вулканов. В 1950 году его здоровье ухудшилось, и он, получив пенсию от правительства Голландии, переехал на жительство в Австралию, в Сидней. Там он до 1960 года, до болезни, активно участвовал в деятельности 14 общественно-политических, церковных, военных и казачьих организаций, был энергичным защитником интересов своих бывших соотечественников. В. Петрушевский был убежденным монархистом, который видел возрождение России в восстановлении сильной имперской власти. С особой любовью поэт относился к стастотерпцу Николаю II и пламенно верил, что Россия вспомнит его. Он был глубоко религиозным человеком и в Индонезии в течение многих лет исполнял обязанности старосты одного из приходов Русской православной церкви за границей. В. Петрушевский писал:

И в чужой стороне, где созвездье Креста Блещет ночью на сонные кущи, О тебе я молю Милосердца Христа, А затем уж о хлебе насущном. Нет, за звонкий металл и за блага земли Я обетов своих не нарушу, А за храмы твои, за святые кремли Я отдам мою русскую душу.

Поэт был почетным председателем Союза инвалидов в Австралии, постоянно собирал средства для помощи пострадавшим Первой мировой и Гражданской войн. Инвалидам войны он посвятил немало стихов. Даже умирая, он завещал положить в кафедральном соборе подписной лист, чтобы в день его похорон вместо венков и цветов его друзья жертвовали деньги на помощь инвалидам.

Владимиру Петрушевскому было свято все, связанное с Россией: увлекаясь нумизматикой, он собрал около 600 редких монет русской чеканки, он собирал старинные книги, подлинные документы и фотографии, относящиеся к русской истории. Все стихи поэта посвящены Родине. Свой поэтический дар Владимир Петрушевский скромно называл «бряцанием на лире», а себя именовал «твой верный ратник и баян». В 1950–1980-е годы его стихи публиковались в журналах российского и казачьего зарубежья: в США — в «Донском Атаманском Вестнике», в «Кубанце», в «Горско-Казачьей станице» в «Вестнике Первопоходника» в «Зарубежной Руси», в «Общеказачьем журнале», в «Свободном слове Руси», в Австралии — в «Сполохе», «Австралиаде», во Франции — в «Военной были», в «Информационном бюллетене музея лейб-гвардии Казачьего Ее Величества полка». В 2004 году Православная община во имя Святых Царственных Мучеников города Рино штата Невада в США выпустила сборник стихов поэта. При всей подражательности и некоторой архаичности стихов Владимира Петрушевского определенные строки поражают искренностью и пронзительностью. Вот так поэт пишет о родине:

Знал тебя я когда-то богатою,
Ты красавицей первой была,
А теперь ты старушкой горбатою
Побираться по миру пошла…

В 1953 году Владимир Петрушевский перенес тяжелую операцию, состояние его здоровья резко ухудшилось, 30 августа 1961 года поэта не стало, похоронен он был на русском кладбище в Руквуде. На его гроб упали крупицы земли, вывезенной из России. До конца жизни Владимир Петрушевский не принял подданство ни одного из государств, оставаясь «русским беженцем»…

http://www.slovoart.ru/node/223









Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2833
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.14 01:52. Заголовок: Еще одна статья о Пе..


Еще одна статья о Петрушевском, в первую очередь как выдающемся ученом:

http://www.kscnet.ru/ivs/bibl/petrushevsky.pdf

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 25 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 893
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет