|
| постоянный участник
|
Сообщение: 1497
Зарегистрирован: 27.04.11
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 04.09.13 19:18. Заголовок: Да,похоже он самый, ..
Да,похоже он самый, если автор чего не напутал .(Вспомним как долго А.Краснощеков распутывал Кононовых) Он 1884г.р. и с братом Георгием- близнецы Дворянский род Стаховичей Published 30.06.2011 | By Gendalf Унаследованная единственной дочерью М.В. Перваго Надеждой Михайловной, после ее замужества в 1819 году Пальна-Михайловка переходит к роду Стаховичей, определивших ее хозяйственную коннозаводскую специфику и из поколения в поколение на протяжении столетия при-умножавших ее культурное значение и связи. Всероссийскую известность Пальна-Михайловка приобретает в связи с хозяй-ственной, общественной и культурной деятельностью первых паленских урожен-цев, братьев Михаила Александровича (1820—1858) и Александра Александрови-ча (1830—1913) Стаховичей. Михаил Алек-сандрович пользовался наибольшей попу-лярностью как поэт и драматург демократического направления, писатель, музы-кант-теоретик, фольклорист, краевед и общественный деятель. Личность Стаховича в широких общественных и культур-ных кругах России получает особое при-знание в 50-х годах в связи с подготов-кой освобождения крестьян. Его борьба за освобождение с землей, первые прак-тические шага в этом отношении, горя-чее выражение сочувствия крестьянству в художественном творчестве, гуманность и благородство способствовали, несмотря на сопротивление губернских властей, его единодушному избранию елецким уездным предводителем дворянства во время Крым-ской войны 1853—1856 годов. Это был еще не виданный в России случай избра-ния сравнительно молодого человека, к тому же демократических взглядов, на высокую общественную должность. Активная фольклорно-собирательская де-ятельность в Елецком уезде и по соседним губерниям с одновременной нотной запи-сью народных песен, которые издавались самостоятельными выпусками, входили в сборники П.В. Киреевского, а также ис-пользовались П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым в их произведениях, яви-лась одним из первых опытов литературно- краеведческой деятельности М.А. Стаховича. Его драматические произведения — «Ноч-ное», «Святки» (первоначально «Изба»), драматизированный рассказ «Наездники» вместе с пьесами Островского способство-вали созданию русского национального те-атра. Они написаны на местном материале Елецкого уезда и прежде всего — жизни крестьян Пальны-Михайловки. Последней опубликованной работой Стаховича является небольшая книга «Исто-рия, этнография и статистика Елецкого уезда» (М., 1858), краеведчески многопла-новая и до сегодняшнего дня не утратив-шая своей исследовательской значимости. Жизнь Стаховича оборвалась траги-чески, когда он был в расцвете твор-ческих сил и разносторонней граждан-ственной службы. Сложившиеся в Пальне-Михайловке ду-ховные традиции были продолжены его младшим братом Александром Александ-ровичем, при котором дом Стаховичей, помимо высокой хозяйственной результа-тивности, получил всероссийский резонанс как своеобразный ценгр культуры и общественно-просветательской деятельности. А.А. Стахович — выпускник кавале-рийского училища, лейб-гусар, вышел в отставку в 1871 году. Тайный советник, шталмейстер Двора Его Императорского Величества. Один из крупных конноза-водчиков в России. Отец большого се-мейства: 4 сына и 4 дочери. В молодо-сти на одном из смотров на Марсовом поле ехал на белой породистой лошади Лермонтова. Будучи прекрасным чтецом и страстным театралом, самому Гоголю читал его «Женитьбу» и «Ревизора», дружил с М.С. Щепкиным. Более 50 лет находился в дружбе и семейном обще-нии с Л.Н. Толстым, постоянно посещал Ясную Поляну начиная с 1856 года, когда ему был подарен Толстым экземп-ляр «Военных рассказов» с подписью: «Любезному и истинно симпатичному А.А. Стаховичу. От автора (надпись с любезностью). Ясная Поляна». Книга находится в семейном архиве в Париже. Дружеские отношения с Толстым год от года крепли. После гибели брата Стахо-вич передал Толстому по его просьбе сюжет повести «Холстомер», задуманный М.А. Стаховичем, о чем Толстой сооб-щил при ее издании (1886): «Посвящается памяти М.А. Стаховича. Сюжет был задуман М.А. Стаховичем, автором „Ночного“ и „Наездники“, и передан автору А.А. Стаховичем». Под впечатлением артистического чте-ния Стаховичем пьес Гоголя, Островско-го в Ясной Поляне в октябре 1886 года Толстой в три недели написал «Власть тьмы», о чем сказал ему: «Вашим чтени-ем вы расшевелили меня. После вас я написал драму... Или я давно не писал для театра. Или действительно вышло чудо, чудо!». После ее чтения Стаховичем при царс-ком дворе Александра III было получено разрешение на ее постановку, которую ранее цензура запретила. Систематически, на протяжении многих десятилетий изучая русскую сцену, Стахо-вич стал редкостным знатоком театра и автором подробных записок о петербургско-московском театральном мире «Клоч-ки воспоминаний» (М., 1904). В «Клочках вос-поминаний» автор большое внимание уде-ляет пьесам старшего брата М.А. Стаховича в связи с их постановками, начиная с первых проб самого автора в исполне-нии елецкими любителями, а затем знаменитыми русскими актерами в Ельце, Воро-неже, Петербурге и Москве. В августе 2001 года в селе Становое Липецкой области был открыт памятник Михаилу Александровичу Стаховичу. Александр Александрович, как и его брат Михаил, заботился о благосостоя-нии своих крестьян, для которых пост-роил школу, больницу и родильный дом. Когда в конце 1950-х годов фольклорно-краеведческие экспедиции Елецкого пед-института собирали в Пальне-Михайловке мемориальные материалы, в народе еще жива была восхищенная и благодар-ная память о нем как о неустанном труженике — до самых преклонных лет, рачительном хозяине конного завода, леса, земли, крестьянском кормильце. Это был А.А. Стахович, известный коннозаводчик и автор интересных мемуаров, поклонник Пушкина и друг Гоголя. В своем имении «Пальне» под Ельцом он поставил в парке памятник Пушкину: бюст на гранитном пьедестале. В революцию 1917 года памятник Пуш-кину был разрушен, но к 200-летию поэта правнуки А.А. Стаховича восстановили его изваяние и торжественно открыли в мае 2000 года. (Скульптор Н.А. Кравченко, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина). В настоя-щее время памятник установлен возле паленской школы, и каждое утро молодой Пушкин приветствует ее питомцев. В семье Стаховичей воспитывались по-коления активных деятелей на поприще культурной и общественной жизни Рос-сии. Сыновья А.А. Стаховича прослави-лись каждый на избранном пути. Алексей Александрович (1856—1919), как и отец, был страстным театралом, одним из учредителей и директоров МХТа, последние годы его жизни, тоже оборвавшейся тра-гически, были отданы сцене: генерал, он предпочел быть актером, а после 1917 года вплоть до своей смерти возглавлял вторую студию МХТа. В его паленском доме неоднократно гостили артисты теат-ра вместе с К.С. Станиславским. Впервые это произошло в 1902 году при подготов-ке спектакля «Власть тьмы» — с целью изучения деревенского быта, речи буду-щих героев и сбора театрального рекви-зита, о чем Станиславский написал в кни-ге «Моя жизнь в искусстве». Второй раз он побывал в Пальне-Михайловке в 1916 году. Именно тогда он назвал ее «очаровательной красавицей». Второй сын Стаховича, — тоже Алек-сандр Александрович (1858—1915), был елецким предводителем дворянства (1895- 1904), учредителем школ и библиотек, строителем Народного дома (ныне елец-кий театр), был членом 2-й Государ-ственной Думы, активно сотрудничал в русской прессе, не исключая и местной, отдельными изданиями публиковал рабо-ты по вопросам школьного обучения, особенно в сельской приходской школе. Многие его методические рекомендации — объясняющего чтения, наглядности пре-подавания, подготовки крестьянской мо-лодежи к работе в родных местах, его борьба с низкопробной, но распространенной лубочной книгой, в чем он был сподвижником Л.Н. Толстого, — все эти проблемы были не только актуальными для своего времени, но опередили его и не устарели сегодня. Третий сын — Михаил Александрович (1861—1923) — был всероссийски извест-ным общественным деятелем: членом Го-сударственного Совета и дипломатом. Во-лею судьбы оказавшись на чужбине, оста-вил краткие, но блестяще написанные вос-поминания, в которых паленские масшта-бы перерастают во всероссийские. В них он глубоко анализирует напряженную жизнь России последней трети XIX века с ее культурными взлетами (открытие памятни-ка Пушкину в Москве, творчество Досто-евского), социально-политическими стрессами (убийство террористами Александра II и казнь убийц), невиданным подъемом научной и общественной мысли (философ Вл.С. Соловьев, правовед и публицист А.Ф. Кони) и реакционным правительствен-ным аппаратом, двигавшим страну вспять, Стахович приводит примеры наличия в России описываемого времени исключи-тельно талантливых личностей, на кото-рых мог бы опереться царь Александр III, в отличие от бездарностей, окружавших его и определявших пагубную политику. Михаил Александрович Стахович-младший в 1892—1895 годах был уездным предводителем дворянства в Ельце, в 1895—1907 годах — губернским в Орле. По семейной традиции увлекался театром. Вот что пишет по этому поводу С.А. Толстая: «1895... В то время везде играли „Власть тьмы“. В Ельце ее ставили Стаховичи, причем старик, Александр Александрович, прекрасно, как говорили, играл роль ста-рика — Митрича, а Михаил Александро-вич, его сын, — роль Никиты. Он весь горел, как и отец его, восторгом к пьесе и интересом постановки ее в Ельце. Не ел, не спал, страшно волновался, и ре-зультат был прекрасный». В бытность губернским предводителем, в 1897 году, Михаил Александрович при-нимает участие в работе общего собра-ния елецких библиотекарей, служащих по земству и народных учителей, где выступает с речью «О задачах библиоте-ки», раскрывая роль книги и тех, в чьих руках она находится, в духовном и нрав-ственном воспитании молодого поколе-ния, так что Елец и его культура были постоянным предметом внимания и за-бот М.А. Стаховича. Продолжая семейные связи, через всю жизнь пронес М.А. Стахович неизменное чувство дружбы к Толстому и его окру-жению; делил с ним пешее путешествие от Москвы до Ясной Поляны, был ак-тивным помощником при работе писате-ля над повестью «Холстомер». «Лев Николаевич постоянно поручал М.А. Стаховичу делать своему отцу пись-менные запросы относительно разных под-робностей жизни и уклада конного заво-да, между Ясной и Пальной завязалась деятельная переписка». Пользуясь пе-тербургскими связями, Стахович хлопо-тал за всех тех, кого Лев Николаевич защищал или кому хотел помочь; был одним из организаторов торжеств по слу-чаю 80-летия писателя и учредителем Музея Толстого в Петербурге. Младший сын — Павел Александрович Стахович (1865 — около 1930), кавалер-гард, офицер Генерального штаба. Во время Бурской войны был командирован в Южную Африку, где, являясь русским военным агентом при английской армии, провел около полугода, о чем публиковал «Доне-сения ген. штаба полковника Стаховича...» (1900). С 1915 года был во главе всего государственного коннозаводства России. Именно ему, страстному любителю и зна-току лошадей, отец завещал свою усадьбу и любимый конный завод. Последними Стаховичами, родивши-мися в России и воспитывавшимися в Пальне, являются дети двух старших сыновей Александра Александровича I. У Алексея Александровича Стаховича — две дочери и сын Михаил Алексеевич; у Александра Александровича II — три дочери и двое сыновей-близнецов — Александр Александрович III и Георгий Александрович. И хотя вторую полови-ну жизни им суждено провести на чуж-бине, каждый из них оставил след в истории своей страны. Михаил Алексеевич Стахович (1889—1967) по окончании Московского университета избрал дипломатическую карьеру и слу-жил в русских миссиях Норвегии и Шве-ции. После Октябрьского переворота обо-сновался в австрийском городке Зальц-бурге и обратил купленный им старинный крестьянский дом в любимый уголок всех Стаховичей. Преодолевая тяжкие недуги (болезнь Паркинсона), бытовые лишения и чувство ностальгии по отчужденной Пальме, Миха-ил Алексеевич заполнял невольный досуг писанием воспоминаний и оставил руко-пись будущей книги «Ушедшее», опубли-кованной в конце века в сокращенном варианте в Ельце и годы спустя — в Зальцбурге на немецком языке, в перево-де сына Михаила Михайловича Стаховича. «Ушедшее» дает яркие характеристи-ки женских личностей семьи, начиная с прабабушки Н.М. Перваго, бабушки О.П. Стахович, урожденной Ушаковой, ее до-черей Н.А. Огаревой, учредившей в Пальне школу кружевоплетения, С.А. Стахо-вич, самой талантливой и прекрасной среди сестер. Она продолжила дружбу семьи с Толстым и его домом, после 1917 года всю последующую жизнь ра-ботала в музее Толстого в Москве и участвовала в подготовке к публикации Полного собрания его сочинений, осо-бенно его черновиков и писем, и эту ее деятельность специалисты определи-ли как подвиг. Фрейлина двух после-дних императриц, лесовод, бесстрашная наездница, с которой, единственной из женщин, Толстой соглашался ездить вер-хом, автор изданной «Посредником» книжки «Сиротка», она наиболее полно олицетворяла обаяние женского мира Стаховичей. Общением с Софьей Александровной вызвана яркая страница в жизни и творчестве И.Е. Репина, кото-рую искусствоведы часто именуют «Паленской эпохой»: посвящение Александ-ру Александровичу, Михаилу Александ-ровичу и Софье Александровне картины «Пушкин на набережной», чувство не-жной дружбы к Софье Александровне, посещение Пальны-Михайловки летом 1891 и зимой 1892 годов, портреты А.А. Стаховича, портрет Софьи Александровны, десятилетиями хранимый ху-дожником среди самых дорогих полотен, редкая для кисти Репина пейзажная кар-тина «Пальна. Вид с балкона», зарисов-ки паленских обитателей, коннозаводс-кие этюды, письма, полные волнующих воспоминаний и незабвенных чувств... Когда смотришь на цветной слайд с картины «Пальна. Вид с балкона» (хра-нится в запасниках Минского музея), вспо-минаешь, что она написана Репиным в дар Софье Александровне, что она дол-гие годы украшала ее одинокий и скуд-ный быт, возвращала ее в родную и любимую Пальну. Отцу удалось воспитать в своих детях чувство русского патриотизма. Они сохра-нили русскую речь и стали частыми гостя-ми в России, Ельце и Пальне. В годы перестройки старший сын Алексей Михай-лович (1919) на восьмом десятке лет воз-главлял немецкую миссию Красного Крес-та в Москве, распределяя гуманитарную помошь, которую систематически достав-лял в Елецкий Красный Крест и в Пальну-Михайловку младший сын Михаил Ми-хайлович (1921). В свою очередь, подоб-но отцу, он знакомит с Россией, Ельцом и Пальной свою семью —жену, троих детей и восьмерых внучек, которые из Австрии, Швеции и Соединенных Штатов Америки собрались в Ельце в августе 2001 года, посетили Пальну и в результате возобно-вили занятия русским языком. Старший сын Александра Александро-вича II — Александр Александрович III (1884—1959) рос в Ельце, вместе с братом Георгием учился в Елецкой казенной гим-назии, летом возвращаясь в Пальну, где у отца был большой отдельный дом (не со-хранился) с красно-синим флагом на четы-рехугольной башне. Гимназию Александр Александрович III окончил с золотой меда-лью, затем Петербургский политехничес-кий институт со званием кандидата эконо-мических наук. Учившийся во времена бурного экономического развития России, интенсивного строительства железных до-рог и множащихся заграничных займов, Александр Атександрович специализировался по вопросам финансов и служил в кредитной канцелярии Министерства фи-нансов. Благодаря прекрасному знанию французского языка уже в молодые годы принимал участие в заграничных делега-циях Министерства финансов, оформляв-ших в Париже очередные займы. Александр Александрович всю жизнь увлекался спортом: бегом, легкой атле-тикой, борьбой и особенно теннисом, который Россия перенимала от англи-чан. Бывая в Ясной Поляне, играл в теннис в одной паре со Львом Николае-вичем. Был выдающимся спортивным орга-низатором как в России, так и впослед-ствии в русском зарубежье. Все четыре года Первой мировой вой-ны Александр Александрович воевал в рядах Преображенского полка и в период формирования Добровольческой армии был командирован в Сибирь к адмиралу Кол-чаку для возрождения Преображенского полка, о чем рассказал в своих мемуарах «Преображенцы в Сибири» (1920). Руко-пись была предоставлена дочерью автора Марией Александровной Стахович Елец-кому педагогическому институту для пер-вого издания и опубликована в 1999 году. Воспоминания о Сибирском походе интересны как искреннее повествование участника героического предприятия — вер-нуть России созданный Петром I и по-крывший себя неувядаемой славой полк. Последний из оставшихся в живых членов сибирской экспедиции А.А. Стахович со-знавал «нравственную обязанность довес-ти до сведения будущих поколений воен-ных историков о подробностях работы и гибели последних „птенцов гнезда Петро-ва“, заброшенных судьбою в Сибирь в годы российского лихолетия». Вторую половину жизни Александр Александрович провел в предместье Па-рижа Аньере, превратив свой домик и небольшой сад в уголок России и Пальны. Он организовал в Аньере русский лаун-теннисный клуб и создал всемир-ную Федерацию, в которой участвовали лаун-теннисные русские клубы, разбро-санные по всему земному шару. Устраи-вались состязания, разыгрывались кубки, издавался Ежегодник Федерации, редак-тором которого был Александр Алексан-дрович Стахович. Одной из постоянных забот его была борьба с денационализа-цией молодежи, борьба с разрушитель-ным действием времени, что сообщилось и младшему поколению Стаховичей, ко-торые сохранили русскую речь и пере-дали ее своим детям и внукам. Внучка Александра Александровича Мария Алек-сеевна Стахович-Милькович первая проложила путь в Орел, Елец и Пальну, в 1990—2000 годы вместе со всей семьей — мужем и четырьмя дочерьми — не раз гостила в Пальне-Михайловке. Все они свободно говорят по-русски и общаются с местным населением. Последние пятнадцать лет жизни Алек-сандр Александрович III посвятил созда-нию нового детища — «Кружка любителей русской военной старины». Он вложил всю свою неутомимую энергию в дело сохранения для будущего следов того, чем Россия может гордиться и что находится вне России. На седьмом десятке лет он стал кол-лекционером петровских медалей, что было невообразимо для пенсионера без пен-сии. Выручало знание иностранных язы-ков, его приглашали на подготовку про-даж антиквариата, выставленных на тор-ги старинных замков, мебели, посуды, коллекций медалей, и он оговаривал в виде платы за работу не деньги, а те или иные медали, которыми интересовался. Каждая медаль напоминала ему о рус-ской военной славе. Больше всего, дума-ется, его радовало то, что путем созда-ния коллекции (равная была лишь в Эр-митаже) он, пребывая в изгнании, принес ценный дар родине отцов. И тем самым победил — преодолел время, простран-ство и границы... По указанию Александра Александро-вича, желавшего, чтоб медали непременно вернулись в Россию, коллекция была пе-редана сыном в Музей изобразительных искусств в Москве, где 6 июня 1989 года (в годовщину рождения Пушкина) состоя-лось открытие выставки «Медали на события эпохи Петра I из коллекции А.А. Стаховича». Говоря о связях Стаховичей с Россией, необходимо упомянуть родного племянни-ка Александра Александровича III — Алек-сандра Георгиевича Стаховича (1914—1971), который внес свой вклад в историю Рос-сии. Родился в Петербурге, в Зимнем дворце, электрооборудованием которого ведал его дед, барон Тизенгаузен. С 1920 года вместе с семьей — в зарубежье, вос-питывался под Парижем. В 30-е годы жил в Южной Америке, где его застала Вто-рая мировая война. 18 июля 1940 года, услышав в Аргентине призыв генерала Де Голля из Лондона, все бросил и отпра-вился в Англию. Там поступил в воздуш-ный флот и примкнул к тем, кто создал знаменитую эскадрилью «Нормандия-Неман». «Счастлив был, — пишет его двоюродная сестра Мария Александровна Стахович, — что таким образом довелось ему воевать на родной земле, рука об руку с русским народом». Спустя десятилетия не забывшие отдавско-дедовской родины, Стаховичи стали вновь появляться в Москве, Орле, Ельце и Пальне-Михайловке. Это уже четвертое-шестое поколения семьи, оказавшейся ис-ключительно дружной и на чужбине. В Пальне они осуществили реставрацию до-мовой церкви-мавзолея Михаила Арханге-ла, построенной по проекту Д. Жилярди в начале XIX веке еще при Перваго. Теперь это действующий храм. Новые поколения Стаховичей продол-жают семейные благотворительные тради-ции и через Елецкий Красный Крест акти-визируют социально-медицинскую службу сестер милосердия, опекающих престаре-лых инвалидов Великой Отечественной вой-ны, труда, одиноких больных пенсионе-ров; оказывают систематическую помощь в лечении и питании тяжело больных де-тей, детей-инвалидов; финансируют при-обретение подарков в праздничные дни — новогодне-рождественские, масленичные, пасхальные. В 1994 году Стаховичи приобрели во Франции в дар городу Ельцу большую православную библиотеку в связи с 50- летием со дня смерти всемирно извест-ного профессора-богослова, протоиерея Сергия Булгакова, окончившего в свое время Елецкую казенную гимназию (1888- 1890). Аналогичные библиотеки они пе-редали на родину Сергия Булгакова в город Ливны Орловской области, а так-же в областную библиотеку Липецка. Несомненным достижением совместной деятельности преподавателей Елецкого госуниверситета им. И.А. Бунина и чле-нов семьи Стаховичей является изданная пятитысячным тиражом в 1996 году (к 850-летию Ельца) книга «Елецкие кор-ни», составленная из авторских трудов Стаховичей различных поколений. Поми-мо уже опубликованных ранее и став-ших раритетами книг — Стахович М.А. (1820—1858). «История, этнография и ста-тистика Елецкого уезда». — М., 1858; Стахович А.А. (1830—1913). «Клочки вос-поминаний». — М., 1904 (избранное), в книгу вошли еще не публиковавшиеся ру-кописи — «Записки М.А. Стаховича млад-шего'» (1861—1923), бывшего елецкого уез-дного, орловского губернского предводи-теля дворянства и члена Государственного Совета — о политической и культурной жизни России конца XIX — начала XX века, и «Ушедшее» (в сокращении) М.А. Стаховича (1889—1967). Следует отметить, что переданные нам рукописи представляют собой нацио-нальную ценность. Санкт-Петербург и Москва настойчиво советовали наследни-кам опубликовать указанные материалы в престижных издательствах, но они от-дали предпочтение Ельцу, с которым на протяжении столетия были связаны их предки. Книге «Елецкие корни» были посвящены презентации в Ельце, Липец-ке, Москве, она поступила в библиотеки города, области, страны и широко вош-ла в научный оборот. Сотрудничество с семьей Стахо-вичей продолжается и сегодня. Одним из соавторов книги «Елецкие корни» Мари-ей Александровной Стахович, составив-шей генеалогическую таблицу Стахови-чей, была передана уникальная по общественно-мемориальной ценности и богат-ству биографического материала рукопись «Биографические сведения о жизни и де-ятельности Владимира Михайловича Анд-реевского», родственника Стаховичей, там-бовского предводителя дво-рянства (1906—1917) и вы-борного члена Государ-ственного Совета. Рукопись готовится к изданию. В 2001 году переиздана в ЕГУ сказка М.А. Стахови-ча, автора «Ушедшего», «Переворот в сказочном царстве», единственный раз увидевшая свет много десятилетий назад (1920-е годы) на страницах уже за-рубежного «Сатирикона». В средней школе Пальны-Михайловки с помощью кафедры историко-культурного наследия ЕГУ им. И.А. Бунина Стаховичи организовали музей, открытие которого состоялось в мае 2000 года, для чего в Пальне собрались представители рода из Фран-ции, Австрии и Германии. Инициаторами всех этих начинаний стали дочь Стаховича Александра Александровича III Мария Александровна Стахович (1924) и ее дочь Мария Алексеевна Стахович-Милькович (1954), а также наиболее час-тый посетитель стаховичского гнезда Ми-хаил Михайлович Стахович (1921), у кото-рого в Ельце и Пальне появилось много друзей и творческих планов по совмест-ной работе. Использована статья С.В. Красновой «Пальна-Михайловка – редкий оазис культуры», в книге «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001. Использованы фотографии с сайтов Lib.ru, Русский биографический словарь. Posted in Становлянский район (Усадьбы) | Tagged Пальна-Михайловка, Стахо
|