Сообщение: 309
Зарегистрирован: 24.12.08
Откуда: Красноярск
Репутация:
0
Отправлено: 19.09.09 21:02. Заголовок: Авиация и авиаторы ЗСК, ВСП и их противников в мае - августе 1918 года
Собственно сабж. ЗСК - Западно-Сибирский комиссариат ВСП - Временное Сибирское правительство противники - разного рода красные режимы на территории Сибири ("т.н.Сибирской советской республики"), войска "Центросибири" (июль -август 1918 г.).
Думаю, тема может быть весьма любопытной. Просьба "Восточный фронт" красных, КОМУЧ не рассматривать - эти аспекты хорошо известны.
Читал где-то, что тяжёлое вооружение чехословаки, в основном, оставили Антонову-Овсеенко, за что он им выразил революционную благодарность.
В.А. Антонов-Овсеенко 16 марта 1918 г. издал приказ, в котором говорилось: «...наши товарищи Чехословацкого корпуса, с честью и доблестно сражавшиеся под Житомиром, прикрывая Киев, под Гребенкой и Бахмачом, прикрывая пути к Полтаве и Харькову, ныне покидают пределы Украины и передают нам часть оружия. Революционные войска не забудут той братской услуги, которая оказана была Чехословацким корпусом в борьбе рабочего народа Украины с бандами хищного империализма. Оружие, передаваемое чехословаками, революционные войска принимают как братский подарок».
"Боевое и обозное имущество" чехословаки сдавали на всём протяжении своего пути от Бахмача до Пензы и, судя по количеству оружия, сданного только Пензенскому Совету, запасы его были всё ещё немалые: "...к 4 апреля местному совету было сдано около 50 тыс. винтовок, 5 млн, патронов, 1200 пулеметов, 72 орудия и 3 аэроплана..."
Сообщение: 285
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация:
0
Отправлено: 18.09.11 19:30. Заголовок: Продолжение дневника..
Окончание записи от 8 мая из дневника Чижковского:
...Быстро и красиво совершив посадку, выскочил и взволновано рассказал аудитории: « Четверть часа назад достиг скорости 120 вёрст в час на максимальной высоте 980 метров (1280 оборотов винта в минуту). Немного подождал и снова вылетел с братом подпоручиком Новаком. После превосходного взлёта вскоре исчез в облаках и был целых 45 минут невидимым, поэтому многие забеспокоились. Но другие братья смогли убедить нас, что брат Фиала является первым среди чешских летчиков, поэтому он вернётся. И действительно. Примерно через час сквозь сильный шум ветра послышался звук двигателя и на огромной высоте появилась черная точка, которая всё росла и скоро мы увидели биплан, который красиво кружил над станцией и выполнял сложные петли в воздухе. Облетев Барабинск, брат Фиала очень легко и элегантно приземлился. Оба пилота, выскочили из аппарата целые и невредимые (на высоте 1.800 метров зима: 35 градусов по Реомюру).
1.Letecký a automobilní oddíl v Serdobsku duben 1918, letoun Sopwith 1 1/2 Strutter, před letadlem stojí František Diviš, František Placák, Vlastimil Fiala, František Šelepa, Lev Melč a Jaroslav Skála.
1. Československý letecký a automobilní oddíl byl založen na přelomu února a března 1918 v Kyjevě kde obdržel 22.2. od odjíždějící francouzské mise první letadla 2x Nieuport, 4x Sopwith 1 1/2 Strutter (1A2 č.:1202, 1203, 1204), Morane-Saulnier Parasol a náhradní motory Clerget. Poté, vzhledem k evakuaci celého armádního sboru, se měl oddíly Pečerský a Slavětínský (Svatošínský) přesunout dne 3.3. na východ na letiště Lubny, v té době pod vedením ppor. Melče (Lubenský oddíl). Zde přebrali další část francouzského materiálu včetně dvou letadel (Nieuport/Spad ?).
...V Penze byli dne 16. dubna přinuceni odevzdat další část materiálu a letadel. V Barabinsku Vlastimil Fiala s Josefem Novákem, Františkem Kubovým a Václavem Ševcem provedl několik zalétávacích a orientačních letů. Poté byl transport od 11.5. do 22.5. opět na cestě. V Krasnojarsku 23.května byl oddíl donucen odevzdat zbytek materiálu a letadel...
Там же.
Похоже, что над Барабинском и Каинском поручик Фиала летал всё-таки на Сопвиче 1 1/2 Strutter. Остальные самолеты 1-й чешской авиагруппы были одноместные...
Poznámka V legiích od 28.10.1917 do 31.12.1919.*1.9.1914 zařazen k leteckému oddílu č.1 a odveden jako poručík - letec. *6.1.1919 povýšen na kapitána.*7.3.1919 těžce zraněn při pádu letounu, stal se invalidní. *Do vlasti plul lodí hefron 13.8.1919. 1.1.1920 povýšen na majora.*Asi v r. 1924 v hodnosti plukovníka generálního štábu dán do výslužby. *doplnění dalších informací na podnět badatele Ing. Františka Steklého.
Поручик Фиала Властимил, 11.9.1893, Пардубице, округ Опочницы, пленен 15.05.1917 в районе Яссы Румынские 6 января 1919 года был произведён в капитаны, 7 марта 1919 года тяжело ранен в результате падения самолёта и в августе 1919 года отправлен на Родину. Стал инвалидом (лишился ноги), но продолжал военную службу. 1 января 1920 года произведён в майоры. В 1924 году вышел в отставку в звании полковника.
Отправлено: 18.01.17 17:41. Заголовок: Попалось мне в архив..
Попалось мне в архиве одно интересное воспоминание красногвардейца... Заинтересовало тем, что он писал о том как попал в авиаотряд Центросибири, отступивший из Иркутска в Забайкалье летом 1918. Я и не думал, что у красных была авиация в то время... Посмотрю, что именно там написано...
Приезда авиаторов. В Красноярск недавно приехала группа морских офицеров-авиаторов с эшелоном аппаратов и технических принадлежностей для устройства около города мастерских для изготовления аэропланов. Но вследствие неблагоприятных метеорологических условий долины р. Енисея, главным образом, из-за сильных ветров, морские летчики принуждены искать другое место, более подходящее по климату. Таким благоприятным районом является Владивосток. Морские летчики сами с Балтийского побережья. Во время наступления немцев им удалось эвакуировать авиационное имущество в Самару, куда и было все доставлено еще при большевиках. Теперь, с оставлением Самары, наши единственные гидроавиаторы получили задание развернуть свои мастерские в Сибири и снабжать союзные армии на нашем фронте летательными аппаратами. Все ценные технические принадлежности: станки, материалы и пр. привезены ими с собой.
"Св. С."
Русская речь. №38. 17 ноября 1918 г.
Подарок армии от Ново-николаевского Биржевого комитета. Биржевой комитет купил для армии самолет-истребитель, передал его представителям 3-го Авиационного дивизиона и послал военному министру следующую телеграмму: "Биржевой комитет, радуясь своей возможности помочь дорогой нашей армии, шлет ей свой привет и в качестве подарка аэроплан-истребитель, сооруженный в Ново-Николаевске средствами Биржевого комитета инженером Поповым. Да поможет Бог спасти Россию и ее народы от переживаемых бедствий. Аппарат передан третьему Сибирскому Авиационному дивизиону".
Отправлено: 22.01.17 22:28. Заголовок: Вобщем, у Центросиби..
Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала.
Вобщем, у Центросибири аэропланы были, но полетать на них, судя по всему, не успели... После чехословацкого мятежа аэропланы (видимо не все) эвакуировали из Иркутска в Читу.Там собрали 2 аппарата "Лебедь" и "Вуазен" (так в тексте), очень хотели произвести бомбометание по Семенову. Не было ни одного летчика! Нашли офицера- летчика военнопленного-турка, тот наотрез отказался... Уже после того, как Семенова отогнали назад в Манчжурию, этот турок (то ли Селим, то ли Селимов, хотя какойтам Селимов, наверно Селим-паша какойнибудь) все же согласился, начал тренировочные полеты, в ходе которых один аппарат повредили или даже разбили, потом и второй вышел из строя...Тем временем уже и чехо-белые к Чите подошли. Вобщем в боевых действиях авиация Центросибири так и не поучаствовала.
А известно придумать успели опознавательные знаки для самолетов Центросибири..?
Отправлено: 23.01.17 10:39. Заголовок: Нет, не встречал. Ду..
Нет, не встречал. Думаю, не дошло до этого, раз даже ни одного летчика не было. А вот со стороны белых на Прибайкальском фронте самолет или самолеты были... Блин, не помню где, читал, что при появлении самолета китайский отряд в диком ужасе побросал винтовки... Возможно, басня...
Хммм... Значит нужно искать другие источники... Возможно ситуация менялась... Но по моему источнику (Куприн-Рютин) в июле-августе 1918 в Чите собраны 2 аэроплана, но нет ни одного летчика. Интересно, а есть вообще упоминания со стороны семеновцев, что против них действовал хоть 1 самолет?.. А известные совещания - это заседания Центросибири? Вариант: самолеты отправили в Читу и отрапортовались - задействована против Семенова! А то что на них некому летать, и невдомек?
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 272
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет