On-line: Уссури, Oigen Pl, гостей 1. Всего: 3 [подробнее..]
АвторСообщение





Сообщение: 120
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.10 12:47. Заголовок: Диверсии на Томской жд в 1919 году


Прошу коллег форумчан прокомментировать цитату из газеты Военное обозрение за 1919 год.

"...обращает на себя внимание падение работоспособности дорог в зимние месяцы. Объясняется это тем, что крайне суровой зимой, когда запасы топлива иссякли, а морозы и заносы парализовали железнодорожное движение. С наступление февраля пропускная способность повышается и число вагонов быстро растёт, споткнувшись, однако, обо что-то и застопорившись в апреле-мае.
Это «что-то» - выступления большевистских шаек на Томской железной дороге. Теперь, когда все меры против этих шаек приняты и наиболее тяжёлый период уже пережит, Министерство Путей Сообщения огласило сведения по этому вопросу.
Ещё в январе Министерству стало известно постановление тайной большевистской конференции, состоявшейся около ст. Тайга, о порче железных дорог и мостов. Тогда же, при содействии военного ведомства, была усилена охрана, но опасения покушений всё-таки оправдались. В январе было 2 случая взрыва мостов. В феврале нападения велись мелкими отрядами, и покушений было 12. В марте – 19 случаев. В апреле уже 31 случай, т. е. в среднем каждый день путь портился, и движение прерывалось. Мастерские всей дороги, развившие высокую производительность ремонта паровозов. работали в «пустую», т.-е. паровозов больше портилось этими нападениями, чем выпускалось из ремонта. Движение ночью прекращалось, - что отражалось, как мы уже видели, и на пропускной способности всей сети. Борьба осложнилась лесистым характером местности и недостаточным количеством охраны. Теперь предпринятые энергичные меры возымели действие, покушения сократились, движение происходить круглые сутки и всё это, несомненно, благотворно отзовётся на общем состоянии транспорта..."

А.Б. [Военные ведомости. № 160. 1919. 21 июня. – С.3].

Действительно ли имели место столь многочисленные диверсии и подрывы мостов, свидетельствующие о повышенной активности красных партизан, или это досужие вымыслы продажных СМИ? :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]





Сообщение: 90
Настроение: Не дождётесь...
Зарегистрирован: 12.11.09
Откуда: Россия, Ростов-на-Дону
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.05.10 13:38. Заголовок: bersercer пишет: П..


bersercer пишет:

 цитата:

Прошу коллег форумчан прокомментировать цитату из газеты Военное обозрение за 1919 год...

...Действительно ли имели место столь многочисленные диверсии и подрывы мостов, свидетельствующие о повышенной активности красных партизан, или это досужие вымыслы продажных СМИ


Именно за Томскую ветку точно сказать не могу, а то, что в 1919 году партизаны очень активно проводили диверсии на Магистрали от Мариинска до Иркутска и "за малым" не парализовали движение поездов по Транссибу в Средней Сибири - это уж точно. На эту тему имеется достаточно много материалов в изданном Центрархивом в 1925 году архивном сборнике "Партизанское движение в Сибири" т.I Приенисейский край.

В качестве дополнительного подтверждения вышесказанного: скан чешской карты оперативной обстановки на Транссибе в декабре 1919 - январе 1920 г.г. (к сожалению, из-за огромного размера карты, выложить её в "приличном" разрешении просто не могу):



Так, участок от Ключевой и далее на Восток - сплошная "цепочка" значков, обозначающих атаки партизан на Магистраль...

Раненых не бросаем, пленных не берём. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 123
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.10 10:58. Заголовок: Если не изменяет пам..


Если не изменяет память, на востоке Томская дорога заканчивалась в Иркутске, а там все условия для партизанского движения и диверсий на жд - горы, лес к полотну близко подходит...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 96
Настроение: Не дождётесь...
Зарегистрирован: 12.11.09
Откуда: Россия, Ростов-на-Дону
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.10 01:42. Заголовок: bersercer пишет: ....


bersercer пишет:

 цитата:
...там все условия для партизанского движения и диверсий на жд - горы, лес к полотну близко подходит...


Так я об этом и написал, только вот под "Томской веткой" я подразумевал ж.д. участок Томск-Тайга - не знаю, что это на меня нашло... бывает, однако.

Раненых не бросаем, пленных не берём. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 150
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.10 12:00. Заголовок: В тему. Выписки из п..


В тему.
Выписки из приказа начальника 2-й чехословацкой стрелковой дивизии и начальника охраны железнодорожного участка Новониколаевск–Ачинск полковника Крейчего от 11 мая 1919 г.:

«Возложить охрану участка магистрали Новониколаевск–Ачинск на самих жителей…
Жители указанных участков должны сами…организовать фактическую охрану железнодорожного полотна и построек и помнить, что это не предложение, а приказ, который должен быть выполнен в точности…
Должностные лица волостного и сельского управления немедленно по получении сего приказа должны…прислать мне списки заложников, число которых определяется числом деревень и сел данной волости в полосе 20 верст к югу и северу от полотна…
Если на каком-либо участке произойдет крушение вследствие разборки пути или злоумышленное нападение на служащих железной дороги и караулы, то вся ответственность падает на жителей данного участка…
Если через трое суток после совершенного преступления не будут выяснены и выданы виновные, то в первый раз половина заложников через одного будет расстреляна, а дома жителей, ушедших к преступникам, невзирая на оставшиеся семьи, будут сжигаться…
В случае повторного нападения на одном и том же участке число расстрелянных заложников будет увеличиваться в несколько раз, а подозрительные деревни сжигаться целиком»

Весь текст: ГАТО. Ф. р-1. Оп. 1. Д. 81. Л. 39–39об.
Выложено здесь<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 261
Настроение: Не дождётесь...
Зарегистрирован: 12.11.09
Откуда: Россия, Ростов-на-Дону
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.07.10 12:53. Заголовок: Такие распоряжения в..


Такие распоряжения в тот период были изданы практически по всему участку Транссиба от Новониколаевска до Иркутска в зоне ответственности дивизий ЧСК:

<\/u><\/a> <\/u><\/a> <\/u><\/a>

Источник: "Партизанское движение в Сибири", т. I, Приенисейский край, Центрархив, 1925 г.

Раненых не бросаем, пленных не берём. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 184
Зарегистрирован: 12.09.09
Откуда: Уездный город Каинск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.10 13:46. Заголовок: Нашел еще немного: ..


Нашел еще немного:

"...8 мая 1919 года партизаны Шиткинского фронта захватили крупную железнодорожную станцию Тайшет. Отходя после двухчасового боя с чехословацким полком, партизаны разобрали путь на перегоне Тайшет — Байроновка, сильно разрушили участок дороги Тайшет — Суетиха, уничтожив все линии связи, вокзал и депо. Движение было остановлено почти на 2 недели.

С участка Тайшет — Нижнеудинск командир колчаковской железнодорожной роты сообщал в Иркутск: «Доношу: положение полотна катастрофическое. Путь без охраны. Ежедневно крушения, разбор пути, порча мостов и телеграфа. То, что восстанавливается... дневным трудом, ночью разрушается красными. Свыше десятка паровозов свалено под откос. При настоящих условиях с 13 мая движение совершенно приостановилось»{4 - В. Ф. Воробьев. Тобольско-Петропавловская операция. М. 1939, стр. 38–39.}.

С сентября 1919 года движение на участке Красноярск — Тайшет стало возможным только днем, под охраной броневиков, которые могли провести за день не более 8 пар поездов..."

Издание: Вендрих Г. А. Декабрьско-январские бои 1919—1920 гг. в Иркутске. — Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1957, с. 10.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 188
Настроение: не дождётесь
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Россия, Ростов-на-Дону
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.10 13:53. Заголовок: bersercer пишет: На..


bersercer пишет:

 цитата:
Нашел еще немного


Сергей, как только мы получим первый том Альманаха, Вы найдёте там более точные подробности тайшетского боя 8 мая...

Раненых не бросаем, пленных не берём... Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 23.11.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 22:32. Заголовок: Отправлено: 12.01.09..


Отправлено: 12.01.09 13:29. Заголовок: Борьба на железной дороге.

...мастер с разьезда Шарбыша Гончаренко Николай-в отряде был как специалист по спуску поездов под откос -в этом он профессор.Поезд на поезд спускал.Как это было перед маем месяцем.Наш отряд оперировал около разьезда Шарбыша -мне хотелось его сжечь.но Гончаренко упросил меня не жечь Шарбыш так как его семья живет там. Гончаренко разобрал обои пути так . что сделано расширение пути. А утром только рассвело шедший товарный поезд идущий из Тинской полетел под откос и весь лёг на бок.Через 20мин идущий поезд с Шарбыша с солдатами,половина состава лежало под откосом,поровоз задрав колёса дымился и парил как вулкан,долго ещё лежали вагоны под откосом,большая часть их была созжена самими беляками.Это место вы и сейчас найдёте,это где кончаеться большая гать в западном конце по тракту.Вагоны и скаты были убраны в 1921году...
Из воспоминаний командира 1-го конного партизанского революционного летучего отряда \смерть буржуям\ Д.Молочкина.
Есаул:Орфография и стиль написания мною сохранены.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 149
Зарегистрирован: 21.09.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 22:57. Заголовок: Есаул, у вас есть ин..


Есаул, у вас есть интерес к публикации дневника? Если да, мы могли бы рассмотреть возможность его размещения полностью или частично во втором томе альманаха. Если такой интерес имеется - обсудить можно в разделе форума Альманах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 164
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация: 0

Замечания: Замечание,за переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 23:28. Заголовок: Действительно ли име..



 цитата:
Действительно ли имели место столь многочисленные диверсии и подрывы мостов, свидетельствующие о повышенной активности красных партизан, или это досужие вымыслы продажных СМИ? :)


Нисколько не претендую на глубокое знание вопроса, но А.Ганин в своей статье "Вразброд или Почему Колчак не дошел до Волги" утверждает именно это:

 цитата:
В мае 1919 года партизаны систематически и ежедневно разбирали пути (иногда на значительном расстоянии), что приводило к длительным срывам движения поездов на Транссибе (например, в ночь на 8 мая в результате диверсии железнодорожное сообщение было прервано на две недели), сжигали мосты, обстреливали поезда, перерезали телеграфные провода, терроризировали железнодорожников. На каждые 10 дней к началу июня приходилось 11 крушений, восточнее Красноярска в итоге скопилось более 140 составов с боеприпасами и снабжением, которые были бы совсем не лишними на фронте


Ссылки на: Эйхе Г. Х. Опрокинутый тыл. С. 229; Новиков П. А. Гражданская война в Восточной Сибири. М. 2005. С. 163.

Есть и фотографии последствий крушений.

нужно было жить и исполнять свои обязанности... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 9
Зарегистрирован: 23.11.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.10 00:28. Заголовок: Из "Дневника бел..


Из "Дневника белогвардейца"Будберг А.
"...На Тайшетском участке красные свалили под откос 12 новых паровозов,шедших на усиление западносибирского участка."
,,,"Восстания в Красноярско-Тайшетском Районе остановили почти на два месяца ночное движение поездов и восточне Красноярска скопилось около 140 груженых товарных составов с интендантским и артилерийским снабжением..."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 265
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация: 0

Замечания: Замечание,за переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.11 05:11. Заголовок: "В марте 1919 го..


"В марте 1919 года Иркутский комитет РКП (б), связавшись с отрядом Каландарашвили, поставил перед ним задачи: разрушать линии связи, взрывать мосты и полотно железной дороги на участке Зима — Иркутск. Одной из первых значительных операций был взрыв железнодорожного моста через реку Китой. Разведав, что мост охраняется и взять его боем не представляется возможным, партизаны применили хитрость. Каландарашвили с пятью смелыми и сильными бойцами глубокой ночью по реке добрался до моста. Часовые не заметили, как они взобрались на него, заложили тол между пролетами и подожгли бикфордов шнур. Не успели смельчаки проплыть по течению и 100 метров, как мост взлетел на воздух. На несколько дней было приостановлено движение поездов. В ту же ночь другая группа партизан у станции Батарейной устроила крушение курьерского поезда".

"Другая группа членов партии была направлена в партизанские отряды, действовавшие вдоль железнодорожной магистрали. Партийное пополнение активизировало действия по срыву снабжения колчаковских войск на Восточном фронте. Партизаны рвали связь, портили пути. 3 мая около разъезда «Разгон» был пущен под откос железнодорожный состав со снарядами и патронами [41]. В июне было организовано крушение интендантского чешского поезда, следовавшего из Нижнеудинска [42]"

Дворянов В, Дворянов Н. "В тылу Колчака". М., 1963.

нужно было жить и исполнять свои обязанности... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 496
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет