Отправлено: 08.07.10 00:57. Заголовок: Священники против белых
Открываю тему, посвящённую сложному вопросу - церковникам, которые так или иначе противостояли белому режиму или пострадали от него. Случаев, конечно, немного - легче считать будет. Просьба ставить цифры при сообщениях.
1. Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли. Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14
2. Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102
3. В ходе Ижевско-Воткинского восстания повстанцами был убит сарапульский священник Дронин за проявление сочувствия большевикам. (ЦГА УР Ф.Р – 1061.Оп.1 Д.37 Л.5-5об. Дмитриев Н.П., Куликов К.И. Мятеж в Ижевско-Воткинском районе, стр.109 и др.).
4. Священник Пермской епархии А.Попов летом 1918 г. отрекся от Бога и стал коммунистом. ГАПО, Ф. р-1. Оп. 1. Д. 257. Л. 57–61 об.
5. Аналогично поступил "священник-коммунист" Елецкого уезда с.Хмельница Андрей Горохов, чьё письмо было опубликованно в газете «Известия Пермского губернского исполкома» за 19 октября 1918 г.:
По Уралу. Письмо священника коммуниста (Гор.Орлов).
Отцы, братья! Призываю вас немедленно признать Советскую власть, вступить в партию коммунистов, перестать мучить народ панихидами и молебнами. Забудьте корыстолюбие, оставьте сребролюбие. Идите помогать трудящимся и угнетенным, а не молиться за богачей. Великое светлое будущее несут трудящемуся народу коммунисты. Да здравствует Советская власть. Да здравствуют коммунисты. Прочь власть черных воронов, долой иезуита епископа Серафима.
Завербованные представители «чуждых социальных слоев» нередко разоблачали свою негласную работу совершенно сознательно, хотя наказания за это могли быть жесточайшими, особенно в период «Большого террора». Наиболее ненадёжными агентами были верующие, чьи духовные устремления были максимально далеки от доносов и провокаций. Характерны в этом отношении провалы Славгородского окротдела пп ОГПУ по Сибкраю. В марте 1930 г. славгородские чекисты обвиняли арестованного немца-меннонита П. Нейфельда в том, что он активно вёл агитацию о необходимости эмиграции немцев, при этом, «являясь источником, не только не доносил о готовящейся эмиграции [в Германию] среди населения, а своими донесениями вводил нас в заблуждение, указывая на то, что никаких разговоров про эмиграцию нет и всё обстоит благополучно».
Завербованный Славгородским окротделом ОГПУ в 1930 г. под псевдонимом «Штопор» проповедник-меннонит Я. А. Ремпель отказывался от работы и вместо порученного разложения сектантской общины, напротив, укреплял её. Арестованный омскими чекистами как «двурушник», Ремпель в начале 1933 г. твёрдо показал: «Я работать с самого начала дачи мною подписи отказывался... потому, что не хотел предавать людей в руки ПТУ». Тройкой ПП ОГПУ Ремпель за «антисоветскую агитацию» был осуждён на 10 лет заключения. В ходе следствия по делу Гальбштадского восстания 2 июля 1930 г. в Немецком районе чекисты выявили нелояльность уже не осведомителя, а важного агента. Оказалось, что спецагент следственно-оперативной группы Славгородского окротдела ОГПУ П. А. Кригер в первой половине 1930 г. «не только не освещал действительное положение вещей в эмиграционном движении в районе, но сам принял активнейшее участие в этом движении», Кригер был осуждён на 10 лет лагерей.
В марте 1932 г. максимальные сроки заключения — по 10 лет концлагерей — получили томский ксёндз Ю. М. Тройский и один из его прихожан. Последний, ставший по принуждению ОГПУ сексотом для слежки за ксёндзом, позже раскаялся и всё чистосердечно рассказал своему духовнику. Эта «расконспирация» вызвала особую ярость чекистов, что отразилось на жестокости наказания.
Арестованный в феврале 1933 г. новосибирский священнослужитель Иосиф (Иннокентий) Ливанов — брат епископа Гарасия — показал: «Весной 1932 г. я дал обещание органам ОГПУ быть сотрудником, но в силу своих политических убеждений... я не мог сообщать в ОГПУ ни об одном факте известных мне контрреволюционных проявлений... я не сообщил и о известной мне существующей в Новосибирске к/р организации, в которой я состоял». Священник Змеиногорской церкви на Алтае П. В Демидов в 1937 г. был арестован и, помимо антисоветской агитации, обвинён в том, что, будучи сексотом, «подавал неправильные материалы на контрреволюционный элемент и тем самым прикрывал свою подрывную деятельность». На допросе он признал, что «старался ввести в заблуждение органы НКВД, сознательно поступал как двурушник». В январе 1938 г. отца Павла расстреляли.
Аналогично поступали многие завербованные священнослужители и в соседних регионах. Например, арестованный в 1937 г. Челябинским УНКВД агент по разработке духовенства «Ручьёв» показал: «Я считал недостойным выдавать своих близких...», а его коллега «Севастьянов» сделал такое заявление: «С органами НКВД я был связан 7 лет, но идейно не работал, а если и писал кое-что, то только из-за боязни репрессий».
Верующие проявляли особенную твёрдость в противостоянии чекистам, но стремление сбросить с себя вериги осведомительства наблюдалось среди жертв массовых вербовок постоянно.
Уважаемый белый, это интересно, конечно, но повторяю - здесь лучше помещать не вообще материалы о взаимооотношениях церкви и большевиков, а о сотрудничестве священников с большевиками в период Гражданской войны. Надеюсь, вы меня поняли? А Теплякова я читал, как вы могли убедиться.
Отправлено: 08.08.10 04:20. Заголовок: 21. Из дневника Ф.И...
22. Из дневника Ф.И.Голикова, "Красные орлы": «По разным делам бываю в Кушве, где располагаются строевая часть, казначейство и хозяйственная часть. Строевой частью ведает очень интересный человек — товарищ Григорьев Борис Николаевич. До революции он был дьяконом в селе Кочневском Камышловского уезда. Когда начались бои, вместе с Кочневской дружиной добровольно вступил в Красную Армию и показал себя смелым и честным бойцом. Из дьяконов расстригся, ходит в шинели и сапогах. Только рубаха и брюки черные — донашивает домашнее. Красноармейцы уважают товарища Григорьева за прямоту характера и хорошую работу. «Должность у него, говорят, чернильная, а душа человеческая». «Чернильная» — это не совсем точно. Товарищ Григорьев всегда пишет химическим карандашом, а не чернилами. Карандашом он выписал и мне мандат от 27 октября 1918 года. На гербовой печати надпись: «Командир 1-го Крестьянского Советского Красного полка».
Сообщение: 43
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 07.10.10 07:26. Заголовок: 23. Село Большой Сер..
24. Село Большой Сереж: "В селе есть народный дом, при нем библиотека и [в ней] ни одной революционно-агитационной брошюры. Зато есть комячейка. До восстания эта комячейка насчитывала в своих рядах до десятка человек, теперь она разбухла, говорят, до 50. К комячейке примазывается теперь даже здешний поп. Какая ирония судьбы: поп, ратующий за коммунистов, в то же время идет и служит панихиду по убиенным и усопшим. Может ли быть чего-нибудь более каверзно-ненормального?" Докладная записка заместителя председателя Енисейской губернской комиссии по оказанию помощи фронту П.Рябченко. г. Красноярск. Январь 1921 г. "Сибирская Вандея", Т.1
Отправлено: 23.10.10 21:35. Заголовок: Дело не в этом. Дело..
Дело не в этом. Духовная семинария и учительская семинария абсолютно разные вещи. Как-то с темой не вяжется. Я писал о Сталине применительно к его учебе в духовной семинарии.
Отправлено: 11.11.10 16:37. Заголовок: Осенью 1919 г. в Чес..
Осенью 1919 г. в Чесноковке красными партизанами был убит священник Пономаренко Алексей Михайлович с дочерью Глафирой, ее мужем священником и сыном Михаилом. Пономаренко Алексей Михайлович служил священником в селе Маловолчанка (Алтай) в 1914-1919 гг. Кто знает подробности этой казни и казни других священников красными партизанами? Можно написать и на почту adron2005@inbox.ru
Отправлено: 26.11.10 21:20. Заголовок: Жидяев в 1918г. уже ..
Жидяев в 1918г. уже не был священником. Книга Памятник борцам пролетарской революции погибшим в 1917-21гг. Ленинград 1925г. С 220 говорит: "Скоро Жидяев сбросил священническую рясу, вступил в партию коммунистов и стал уездным агитатором волости". За это "новомученик земли кунгурской" и был отправлен к праотцам.
Сообщение: 148
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 26.11.10 22:49. Заголовок: За что -- мы знаем. ..
За что -- мы знаем. Впрочем, бывший священник или не бывший -- в данном случае разница не слишком велика. Возможно, что книга "Памятник борцам" преувеличивает. Тут нужна проверка обстоятельств дела. За сообщение большое спасибо.
Отправлено: 18.12.10 01:55. Заголовок: мир пишет: Раз прин..
мир пишет:
цитата:
Раз принесли в церковь убитого бойца. Хотели отпевать. Вдруг гонец из отряда имевшего дело с агинскими белыми, передаёт, чтобы подождали, пока окончиться бой. Немного погодя приехали бойцы и Пётр [Щетинкин]. Я отпевал один без псаломщика. Пётр подпевал.
По решению Всероссийского Поместного Собора от 24 ноября 1918 года священникам было указано отпевать погибших с обеих сторон.
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 172
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет