On-line: cuprum, ГончаровЮ.И., гостей 8. Всего: 10 [подробнее..]
АвторСообщение
barnaulets
moderator




Сообщение: 1282
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.12 17:37. Заголовок: Летчики армии Колчака


Мне кажется, пора создать и такую тему. Материал про летчиков Белой армии в Сибири разбросан по разным темам и разделам форума. Наверное, лучше будет свести их всех в одном месте. Предлагаю все, что касается пилотов, и вообще людей связанных с авиацией, размещать здесь.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 299 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


Войсковой старшина





Сообщение: 304
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.12 22:12. Заголовок: Месячная отчетная ве..


Месячная отчетная ведомость работы авиаотрядов Сибирской армии (июль 1919)
...
во 2-м отряде летали ст. мотористы Савинов, Поркман и Голованов
в 5-м отряде летали чиновник военного времени Сбитнев и ст. моторист Яцук
РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.57.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 305
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.12 22:26. Заголовок: Управление воздушног..


Управление воздушного флота Сибирской армии на 10.08.1919:
капитан Белов - нач. управления
прапорщик Бердников - врид адъютанта
чиновник военного времени Пинской - аэролог
чиновник военного времени Сбитнев - делопроизводитель
командированные:
в/л прапорщик Голышев
н поручик Ильин
н подпоручик Калашников
РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.40.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 306
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.12 22:47. Заголовок: 1-й подвижной авиаци..


1-й подвижной авиационный поезд-мастерская на сентябрь 1919:
начальник инженер-механик чиновник военного времени Макарук Михаил Павлович: Петроградский и Шарлотенбургский (Германия) политехнические институты. С 15.09.1915 в 486-й пеш. Московской дружине, ст. унтер-офицер.
пом. начальника Соловьев Владимир Александрович: 4 класса 1-й Пензенской мужской гимназии, с 30.10.1903 в 216-м Инсарском пехотном батальоне, прапорщик - в запасе на учете Пензенского у.в.н. (21.04.1907).
пом. начальника прапорщик Кулев Василий Александрович: 4 класса Симбирской мужской гимназии. Доброволец 1-й авиароты с 18.11.1914. Прапорщик (25.10.1917), 31-й корпусной авиаотряд. Севастопольская авиашкола с 15.09.1915. Летчик в 7-м и 31-м авиаотрядах. Награжден Георгиевским крестом 4 и 3 ст. в авиаотрядах, 2 и 1 ст. в корпусном авиаотряде. Поломка и ранение руки (23.01.1917). Холост. Списано со слов.
РГВА. Ф.40025, оп.1, д.22, л.86.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 307
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.12 23:35. Заголовок: 5-й корпусной авиаот..


5-й корпусной авиаотряд на 20.04.1919:
в/л поручик Павлов: с 7.04.1919, Гатчинскую авиашколу оф. (15.04.1916).
в/л прапорщик Сперанский: с 14.07.1917, Военную авиашколу воздушных кораблей оф. (20.02.1916), в/л (23.03.1916).
в/л прапорщик Фришберг: с 21.11.1917, авиашколу в Англии (27.05.1917), в/л (14.07.1917) солд.
в/л прапорщик Растегаев: с 28.06.1916, Одесскую авиашколу (22.06.1916), в/л (25.09.1917) солд.
л/н подпоручик Гейзель: с 2.03.1917.
л/н подпоручик Лукьянов: с 30.03.1919.
в/л ст. унтер-офицер Баранов: с 19.03.1918, Одесскую авиашколу (25.07.1917).
в/л ст. унтер-офицер Марцинкевич: с 26.11.1918, 1-ю военную авиашколу (11.07.1918).
РГВА. Ф.40025, оп.1., д.26, лл.3-4.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1485
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.12 23:47. Заголовок: Войсковой старшина п..


Войсковой старшина пишет:

 цитата:
1-й подвижной авиационный поезд-мастерская на 20.04.1919:
...
в/л прапорщик Кулев Василий Александрович: доброволец 1-й авиароты (25.10.1914)




 цитата:
1-й подвижной авиационный поезд-мастерская на сентябрь 1919:
...
пом. начальника прапорщик Кулев Василий Александрович: 4 класса Симбирской мужской гимназии. Доброволец 1-й авиароты с 18.11.1914. Прапорщик (25.10.1917), 31-й корпусной авиаотряд. Севастопольская авиашкола с 15.09.1915. Летчик в 7-м и 31-м авиаотрядах. Награжден Георгиевским крестом 4 и 3 ст. в авиаотрядах, 2 и 1 ст. в корпусном авиаотряде. Поломка и ранение руки (23.01.1917). Холост.



Кулев Василий Александрович
Родился в 1891 г., г. Сызрани; летчик. Проживал: г. Ново-Николаевск.
Арестован 16 января 1920 г.
Приговорен: Томской губЧК 24 февраля 1920 г., обв.: по обвинению в "связи с колчаковской разведкой".
Приговор: к расстрелу Реабилитирован 11 октября 2001 г.
Источник: Книга памяти Новосибирской обл.

lists.memo.ru

Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1486
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 01:13. Заголовок: Войсковой старшина п..


Войсковой старшина пишет:

 цитата:
1-й подвижной авиационный поезд-мастерская на 20.04.1919:
начальник инженер-механик Макарук



Войсковой старшина пишет:

 цитата:
1-й подвижной авиационный поезд-мастерская на сентябрь 1919:
начальник инженер-механик чиновник военного времени Макарук Михаил Павлович: Петроградский и Шарлотенбургский (Германия) политехнические институты. С 15.09.1915 в 486-й пеш. Московской дружине, ст. унтер-офицер.



Михаил Павлович Макарук (1883-1973) – тоже достаточно известная в последующем личность, один из пионеров советского авиационного моторостроения.

К сожалению, сколько-нибудь подробной его биографии в сети я не нашел. Но упоминаний про него довольно много.

В 1978 г. была даже выпущена книга, посвященная М.П. Макаруку и его роли в развитии советской авиационной промышленности:

Из истории авиации и космонавтики. Вып. 32. Памяти Михаила Павловича Макарука посвящается. - М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.- 178 с, ил. - В надзаг.: АН СССР. Сов. нац. об-ние историков естествознания и техники. - М. П. Макарук (1883 - 1973) - один из пионеров советского авиамоторостроения. - Из содерж.: От редакции; Подзей А. В. Михаил Павлович Макарук и становление отечественной авиационной промышленности; Макарук Л. М. Роль М. П. Макарука в создании первых советских авиационных двигателей М-4 и М-5; Выступления на заседании, посвященном память М. П. Макарука.
http://iitrar.narod.ru/st028.htm

С 1920 г. Макарук был главным инженером на различных заводах по производству авиационных моторов.

"В 1920 г. за-вод № 2 [бывший "Гном-Рон"] приступил к освоению нового двигателя «Испано-Сюиза» 8АЬ (тип Е) мощностью 200 л.с. Большую роль в быстром освоении мотора сыграло назначение главным инженером завода Михаила Павловича Макарука. В июле двигатель был представлен на испытания. Журнал «Вестник воздушного флота» писал: «31 июля с.г. на заводе «Гном-Рон» состоялся торжественный выпуск первого мотора «Испано» 200 л.с. Русский мотор «Испано» 200 л.с. построен исключительно силами русских рабочих, инженеров и техников из русского материала... Этим самым рабочие завода «Гном-Рон» оказали Красному Воздушному Флоту огромную услугу в развитии и укреплении Красной авиации». Но Макарук понимал, что освоение двигателя мощностью 200 л.с. не даст отечественным самолетам преимуществ перед иностранными. По мнению главного инженера, заводу следовало сосредоточиться на освоении мотора мощностью в 400 л.с., такого, как «Либерти» - последнего достиже-ния американской авиапромышленности. «Если такой мотор у нас будет, -заявил Макарук, - мы надолго обеспечим наши самолеты»
http://rudocs.exdat.com/docs/index-52644.html?page=21


"Завод "Икар" предложил организовать производство мощных моторов и в 1922 г. получил задание на их производство, причем в качестве образцов были выбраны американский Либерти-12 и французский Испано-Сюиза 8Fb мощностью соответственно 400 и 300 л. с. ...
По имевшемуся на ГАЗ-2 изношенному трофейному образцу мотора "Либерти" в конце 1922 г. был выпущен комплект рабочих чертежей мотора в метрической системе мер, что, естественно, потребовало большого числа поверочных расчетов. Были разработаны система допусков и посадок, технологии изготовления и сборки деталей и узлов, изготовлен режущий и мерительный инструмент и приспособления. Завод был реконструирован, укомплектован недостающим оборудованием и несколько расширен. Работа по выпуску документации и подготовке производства велась под руководством конструктора А.А.Бессонова и главного инженера завода М.П.Макарука.
Первый мотор прошел государственные испытания в декабре 1923 г., а первая партия моторов была принята комиссией в 1924 г. В серийное производство мотор был запущен на заводе "Икар" (ГАЗ М-2) и ленинградском "Большевике" (бывш. Обуховском) под обозначением М-5-400 (впоследствии М-5)."
http://www.airwar.ru/enc/engines/liberty12.html

1924 год
<...>
"12 ноября Авиаотдел ГУВП в НК УВВС представлял ГИ по мотостроению Авиатреста М.П.Макарук, организовавший производство М-5..."
http://www.airforce.ru/history/chronology/1924.htm

1926 год
<...>
"Правление Авиатреста быстро сменили, так как оно якобы не справилось (интересно, кто там был). Председателем назначили М.Г.Урываева и он был в этой должности до начала 30-х, тех. директор - С.О.Макаровский, гл. инженер по моторам - М.П.Макарук. ..."
http://www.airforce.ru/history/chronology/1926.htm

"После окончания Гражданской войны на большей части территории России, 17 марта 1921 г., Главкоавиа вернули в структуру ВСНХ, подчинив 5-му (авиационному) отделу Главного управления военной промышленности (ГУВП). С переходом к новой экономической политике, несколько ослабившей жесткое централизованное управление, Главкоавиа 28 января 1925 г. трансформировали в хозрасчетный трест — Государственный трест авиационной промышленности (Авиатрест). Предприятия внутри треста были лишены хозяйственной самостоятельности. Управление трестом осуществлялось по коллегиальному принципу, так же как управление отдельными заводами. Председателем правления Авиатреста с начала 1926 г. являлся М.Г. Урываев. В состав правления входил главный инженер по моторостроению, эту должность занимал М.П. Макарук."
http://s-and-e.ru/fileadmin/user_upload/images/11-14_AVIAMOTOR_1_chapter.pdf

"В 1934 г. на заводе № 29 начинается освоение созданного на базе французского мотора Гном-Рон «Мистраль-Мажор» советского двигателя М-85, а производство моторов М-11 передается в Воронеж на завод № 16...
Освоение новой продукции было осуществлено на заводе всего за шесть месяцев. Огромная заслуга в этом принадлежит главному инженеру завода № 16 Макаруку Михаилу Павловичу. В 1923 г. он принимал активное участие в освоении производства американского двигателя «Либерти-12» мощностью 400 л.с. на московском заводе № 2 «Икар». Серийный выпуск этого мотора, получившего обозначение М-5, помимо завода № 2, проходил в Ленинграде на заводе «Большевик» (бывший Обуховский). Там под руководством главного инженера Макарука проводились пуско-наладочные работы. Выпуск М-5 продолжался до 1930 г."
http://ravil-veniaminov.narod2.ru/antki_kmpo/

"Лукин Макар Михайлович (1905-1961), выдающийся деятель советского авиастроения. Родился в 1905 г. в городе Новочеркасске ныне Ростовской области. После окончания в 1935 г. Новочеркасского индустриального института начал свою карьеру с должности мастера цеха механической обработки на Запорожском авиамоторном заводе.
Уже в конце 1936 г. Лукин становится главным механиком завода, а 27 сентября 1937 г. – директором. Молодой руководитель быстро вошел в курс дела, и план 1938 г. по выпуску моторов М-11 завод перевыполнил. Большую помощь Лукину в работе оказывал главный инженер Михаил Павлович Макарук. В дальнейшем судьба не раз сводила вместе этих организаторов авиационного моторостроения..."
http://www.kznportal.ru/o_gorode/nazvaniya_ulits/l/id4939/

"Здесь надо сказать о славной истории авиамоторного завода №466 НКАП. Он был организован в конце 1940 годав Горьком на территории автозавода. Первым директором стал Завитаев А.А., затем Петров А.П., Лукин И.Н. Главным инженером был назначен М.П. Макарук (с 1942 – Л.П. Аэров).

М.П.Макарук принимал участие в создании первых советских турбореактивных двигателей, работая вместе с известным советским конструктором авиационных двигателей А.А. Микулиным (с 1943 по 1955 год — главный конструктор опытного авиамоторостроительного завода № 30 в Москве), в должности главного инженера завода:

"Еще раньше Микулину удалось собрать исключительно сильный коллектив конструкторов, расчетчиков, экспериментаторов и испытателей. Экспериментально-исследовательский отдел возглавлял сначала М.С. Владимиров - ближайший помощник Б.С. Стечкина в казанской "шараге", а затем М.М. Томашевский, который впоследствии стал главным инженером завода "Салют". Главным инженером являлся М.П. Макарук, один из основателей отечественного моторостроения"
http://www.aviation.ru/engine/AM/story0/p24-5-17-2001.html

"ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАЧАЛЬНИКА 8 ГЛАВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ тов. МАКАРУК М.П.

Прошу Вашего разрешения на проведение в ОКБ-456 в 1947 г. инициативных работ по ракетным двигателям: РД-1Ф, РД-2Ф, РД-4.
Двигатель РД-1Ф (тяга 350 кг, ресурс 2 часа) и РД-2Ф (тяга 700 кг, ресурс 2 часа) являются форсированными по тяге на 16% и по ресурсу на 100% двигателями РД-1ХЗ и РД-2, соответственно, с несколько улучшенной удельной тягой, т.к. форсаж тяги осуществляется за счет повышения давления в камере сгорания. Двигатель РД-4 является автономным двигателем с тягой 2000 кг и ресурсом 2 часа.
Основанием для работы над этими двигателями является Постановление Правительства №500-196 от 11 марта с.г. об утверждении Государственного испытания двигателя РД-1ХЗ, в котором записано о целесообразности проведения работ по дальнейшему увеличению ресурса двигателя (сверх 1 часа).
В настоящее время работа по этим двигателям находится на завершающем этапе, посему прошу Вашего разрешения довести эту работу до конца. Потребные для этого средства на 1947 г. составляют 1 млн. рублей.

Главный конструктор ОКБ-456 ГЛУШКО
Арх.№ 30 (146)"
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/glushko/izbran-rab-glushko/1/01.html

В 1949 - 1951 гг - профессор М.П. Макарук занимал должность декана факультета «Двигатели летательных аппаратов» в МАИ (одним из ведущих специалистов которого был другой бывший "колчаковец" А.В. Квасников - про него: http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000084-000-40-0)
http://fac2.mai.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=113&Itemid=53

Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1487
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 01:42. Заголовок: Oigen Pl пишет: Нек..


Oigen Pl пишет:

 цитата:
Некий бывший летчик Кошкин стал завхозом в Барнаульском пединституте -



Еще один летчик, правда у Колчака не служивший, проживал в 30-е гг. и был репрессирован в Камне-на-Оби

Петров Леонид Семенович

Родился в 1890 г., Орловская губ.; русский; Десятник-строитель МТМ. Проживал: г. Камень-на-Оби..
Арестован 24 января 1938 г.
Приговорен: тройка при УНКВД по АК 14 марта 1938 г., обв.: по ст. 58-2, 6, 9, 10.
Приговор: ВМН. Расстрелян 8 апреля 1938 г. Место захоронения - г. Камень-на-Оби. Реабилитирован 20 сентября 1957 г. военным трибуналом СибВО дело прекращено за отсутствием состава преступления
Источник: Книга памяти Алтайского края

По неофициальным данным, он был летчиком, в гражданскую войну воевал в армии Деникина и Врангеля (перешел в 1919 г. от красных). В 1920 г. остался в Крыму. Согласно семейному преданию - не смог бросить жену в Севастополе и вынужден был остаться, отказавшись от места на последнем уходящем пароходе, после чего снова был взят на службу в Красную армию. Вот только документального подтверждения этому найти пока не удалось, хотя я несколько лет назад делал запрос по нему и в РГВИА, и в РГВА. В последнем нашли только косвенное подтверждение его службы в РККА в начале 20-х годов, кажется, в документах Саратовского аэродрома. В следственном деле, которое я поднимал по просьбе родственников, тоже ничего нет, как будто он у белых и вовсе не служил, да и про то, что он был летчиком (или даже летчиком-наблюдателем) ни слова.

Но оказывается, он действительно летчик (в чем я уже, после знакомства с делом и отрицательныи ответом из архивов усомнился). Спасибо Марату Хайрулину. Если по его службе в авиации, как белой, так и красной в гражданскую войну данных действительно нет, то о его службе в авиации в Первую мировую войну, информация имеется:

23 августа 1915 г. он был произведён в прапорщики инженерных войск. Проходил службу в Гренадёрском корпусном авиаотряде. Обучался полётам в Севастопольской Военной авиашколе. 20 мая 1916 года сдал экзамен на звание «военный лётчик». Приказом начальника УВВФ за № 46 от 22 августа 1916 года назначен младшим офицером в Гренадёрский као. Приказом Армии и Флоту 8.03.1917 утверждено пожалование Командующим 4-й армией орденом Св.Станислава 3-й степени (за окончание школы), однако официального приказа о присвоении ему звания "военный летчик" нет. Его фамилия встречается в делах отряда до апреля 1917 г. Дальше пока пробел.

Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 308
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 10:11. Заголовок: Модрах Сергей Карлов..


Модрах Сергей Карлович

16.07.1889 г., Санкт-Петербургская губ. - 18.12.1922 г. санаторий «Woking» близ г. Лондон, Великобритания.
Православный. Сын генерал-майора.

Образование: Александровский кадетский корпус (1906), Николаевское инженерное училище (1909, в 1-й саперный батальон), Офицерская воздухоплавательная школа (1911). Обучался полетам на самолетах типа «Ньюпор» во Франции (1912 г.).
Чины: вступил в службу (1906), подпоручик (6.08.1909), поручик (1.10.1911), военный летчик (3.06.1913), штабс-капитан (27.10.1915), капитан (27.10.1915), полковник Белой армии (1920).

Прочие чины: лейтенант R.A.F. (Королевских воздушных сил Великобритании) (1918)
Прохождение службы: обучался в Николаевском инженерном училище (1906-6.08.1909), младший офицер 1-го саперного батальона (9.09.1909-10.10.1911), обучался в Офицерской воздухоплавательной школе (20.09.1910-17.09.1911), в 3-й воздухоплавательной роте (10.10.-9.12.1911), в постоянном составе Офицерской воздухоплавательной школы (9.12.1911), в авиационной школе во Франции (26.07.1912), инструктор для обучения полетам на «Ньюпорах» в Варшаве (5.11.1912-5.06.1913), в Офицерской воздухоплавательной школе (5.06.1913), заведующий моторно-авиационным классом Авиационного отдела школы (25.11.1913-20.03.1914), заведующий метеорологической станцией (7.06.-4.08.1914), командир воздушного корабля «Илья-Муромец-IV» (19.08.1914-4.07.1915), старший офицер 31-го корпусного авиационного отряда (4.07.-8.09.1915), начальник 31-го корпусного авиационного отряда (8.09.1915-25.05.1916), в Управлении ВВФ (25.05.1916), прикомандирован к постоянному составу Военной авиационной школы в качестве обучающего офицера (), и.д. начальника Главного аэродрома Управления ВВФ и председатель испытательной комиссии (22.02.-31.12.1916), в Военной авиационной школе (31.12.1916-14.01.1917), начальник 3-го армейского авиационного отряда (14.01.-25.06.1917), командующий 2-й боевой авиационной группой (25.06.-07.1917), начальник отдела Военной школы воздушного боя в г. Евпатория (??.07.-6.11.1917), командир 3-й боевой авиационной группы (6.11.1917).

Награды: С3 (28.10.1911), А3 (8.11.1915), А2м (10.09.1916), В4мб «за полеты 10 и 21 августа 1914 г. на воздушном корабле "Илья Муромец-III", в качестве исполняющего должность командира» (25.10.1916), С2м (9.01.1917), ГО «за то, что, будучи в чине поручика постоянного состава Военной авиационной школы, 31-го августа 1915 г., вызвавшись добровольно лететь помощником командира воздушного корабля "Илья Муромец " в тыл неприятельской армии, произвел под сильным огнем неприятельской артиллерии разведку и добыл ценные сведения, которые будучи представлены своевременно, имели влияние на успешный ход боевой операции. Исполняя обязанности артиллерийского офицера, удачно бросал бомбы в палаточное расположение, по-видимому штаба, которое и было разрушено» (24.01.1917), Г4 «за то, что 10-го мая 1917 г. в районе Станиславов – Мариамполъ в 6 часов 30 минут настиг самолет противника, который атаковал пулеметным огнем. После нескольких схваток неприятельский самолет упал за передовыми окопами противника, где и был расстрелян огнем нашей артиллерии» (31.10.1917).
Прочие сведения: призван в РККА, как авиационный специалист. Бежал. В июне 1918 г. с группой офицеров-авиаторов, под началом А.А. Козакова, пробрался на север России, где вступил в Славяно-Британский авиационный корпус. С 15.08.1918 г.- на фронте, в составе 1-го Славяно-Британского авиационного отряда. Принимал участие в операциях в районе стан. Обозерской. 17.09.1918 г. переведен с отрядом в район Березника. С октября 1918 г. участвовал в операциях в районе Сельца и в наступлении вдоль железнодорожной линии Вологда – Архангельск, а затем в боях у Сийского монастыря. Весной 1919 г. принял командование над 1-м Славяно-Британским авиационным отрядом. В июле 1919 г. получил предложение занять пост начальника Полевого управления авиации Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. Уехал в Архангельск. Оттуда, с экспедицией капитана Вилькицкого добрался до устья р. Енисей. Вступил в должность. После поражения А.В. Колчака перебрался в Крым. Военный инженер при начальнике Инженерно-технического отдела Управления снабжения ВСЮР. С 11.07.1920 г. - на солдатской должности при Управлении начальника авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля. 24.08.1920 г. переведен во 2-й авиационный парк. Эмигрировал в Англию.
Источники:
РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26983. Л. 431-438
РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. П/с. 892 (1910 г.)
РГВИА. Ф. 409. Оп. 4. Д. 4645
РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 1693.
РГВА. Ф. 28361. Оп. 1.Д. 118. Л. 5-10
РГВА. Ф. 39540. Оп. 1. Д. 274. Л. 95 об., ПО.
Незабытые могилы. М., 2004. Т. 4. С. 615.
Нешкин М.С., Шабанов В.М. Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник, 2006.

www.regiment.ru

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1492
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 10:24. Заголовок: Войсковой старшина ..


Войсковой старшина

Про Модраха я уже размещал информацию (см. выше по теме).

Мы с вами идем "ноздря в ноздрю" - пока я вчера набирал про Венслава и размещал информацию, вы меня опередили :)



Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 309
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 12:30. Заголовок: barnaulets пишет: П..


barnaulets пишет:

 цитата:
Про Модраха я уже размещал информацию



Приношу извинения, по поводу Модраха!

Колегов Степан Николаевич – летчик-наблюдатель, Генерального штаба подполковник. Начальник воздушного флота при Верховном главнокомандующем (23 мая – 8 июля 1919г.), после смещения С.А. Бойно-Родзевича. Начальник авиационного отдела при управлении 1-го генерал-квартирмейстера при Верховном главнокомандующем (9 июля – 31 августа 1919 г.). Начальник авиационного отдела при управлении 2-го генерал-квартирмейстера при Верховном главнокомандующем (1 сентября – 13 октября 1919 г.).
Ганин А., Хайрулин М. «Наблюдатель выскочил на крыло…». Авиационные формирования Южного Урала в 1918 – 1919 годах // Родина. №9. М., 2007. С.79.

Колегов Степан Николаевич, р. 24 марта 1890г. в Минусинском уезде. Из крестьян. Киевская авиационная школа (1916), академия Генштаба (1917). Капитан, начальник штаба 39-го армейского корпуса. В белых войсках Восточного фронта с июня 1918 г., помощник командира Морского учебного полка. Подполковник. Взят в плен в Иркутской губ. 4 февраля 1920 г., к 1923 г. в РККА.
Комментарии // Великий Сибирский Ледяной поход / сост. С.В. Волков. М., 2004. С.705.

Как только распахнулась дверь и в ней показался начальник штаба советской дивизии, из соседней комнаты неожиданно появились одетые в богатых черных шубах с каракулевыми воротниками два плотных мужчины и прямо подошли к нему.
– Товарищам Песоцкому и Колегову выдать усиленный продовольственный паек, как чинам штаба дивизии, – громогласно приказал наштадив одному из пишущих чиновников, после того как выслушал обращение к нему этих двух лиц.
На лицах Каернея и Кондратьева изобразился сплошной ужас. Песоцкий и Колегов только три месяца тому назад занимали довольно видные должности офицеров Генерального штаба в Ставке адмирала А.В. Колчака. Они уже изменили, служили у большевиков и получали «усиленный советский паек»!
Клерже Г. Ледяной поход // Великий Сибирский Ледяной поход / сост. С.В. Волков. М., 2004. С.492.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1493
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 12:49. Заголовок: Биография Колегова: ..


Биография Колегова: http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=2331

Упоминался в другой теме - http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000049-000-10001-0-1345482347


Спасибо: 0 
Профиль
Oigen Pl
moderator


Сообщение: 696
Зарегистрирован: 24.11.11
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.12 15:12. Заголовок: barnaulets пишет: К..


barnaulets пишет:

 цитата:
Кулев Василий Александрович



Известная и в Барнауле фамилия, купеческая. Вторая жена С.И. Зудилова из барнаульских Кулевых (бабушка Натали Вуд - http://siberia.forum24.ru/?1-9-0-00000111-000-0-0-1323943940 ).

Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 310
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.12 03:03. Заголовок: СБОРНИК ЛИЦ, НАГРАЖД..


СБОРНИК ЛИЦ,
НАГРАЖДЕННЫХ ОРДЕНОМ
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ (РСФСР)
и
ПОЧЕТНЫМ РЕВОЛЮЦИОННЫМ ОРУЖИЕМ
...
Затыкин Дмитрий Иванович: Красвоенлёт 38 авиоотряда.: Прик.РВСР № 42: 1921 г.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1502
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.12 14:21. Заголовок: Войсковой старшина п..


Войсковой старшина пишет:

 цитата:
14-й корпусной авиаотряд на 29.09.1919:
...
в/л прапорщик Преображенский Николай Андреевич



На 1 августа 1919 г. ученик-летчик Курганской авиашколы



Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1503
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.12 19:22. Заголовок: Можевитинов Георгий ..


Можевитинов Георгий Николаевич

ТРЕТЬЯКОВ Дмитрий Константинович.
«РУССКИЙ ЛЁТЧИК ЕСТЬ И ОСТАЁТСЯ СТРАШНЫМ ПРОТИВНИКОМ»
ВОЕННО-ИСТОИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2008, №10
Электронная версия: http://history.milportal.ru/arxiv/voenno-istoricheskij-zhurnal-2008-g/voenno-istoricheskij-zhurnal-10-2008-g/

"...В 1-й авиационной роте XV корпусного авиаотряда с 4 ноября 1914 года по 15 марта 1916-го служил и мой дед Можевитинов Борис Николаевич, родившийся в 1889году в Оренбурге. Будучи студентом Рижского политехнического института, он 4ноября 1914года подал документы в Отдел воздушного флота Военного министерства для направления на военную службу и в качестве вольноопределяющегося был направлен в 1-ю авиационную роту XV корпусного авиационного отряда в качестве моториста. В 1915 году его произвели в прапорщики, и он стал лётчиком-наблюдателем, ежедневно совершая боевые вылеты.
15 марта 1916 года на Северном фронте во время вылета для разведки позиций противника близ города Крейцбург (ныне Крустпилс, Латвия) при развороте после взлёта его аэроплан Ньюпор IV скользнул на крыло и упал на землю. Б.Н. Можевитинов погиб.

Его брат Георгий Николаевич, родившийся в 1895 году в Риге, в 1915 году окончил гимназию и также поступил в Рижский политехнический институт. Узнав о гибели Бориса, он отказался от отсрочки и в апреле 191 6года поступил во 2-ю Петергофскую школу прапорщиков, которую окончил по первому разряду в августе того же года и был произведён в чин прапорщика. Служил младшим офицером пулемётной команды 22-го гренадёрского Суворовского полка, командиром 3-й пулемётной команды 11-го гренадерского Фанагорийского полка. С ноября 1918 года учился в Спасской военно-авиационной школе. Советскую власть не принял. В 1920 году служил лётчиком 1-го авиаотряда авиации вооружённых сил Российской восточной окраины (Дальневосточной армии атамана Г.М.Семёнова). Георгий Можевитинов был одним из немногих офицеров 1-го АО, до конца оставшихся верными присяге. В 1923—1924гг. он служил лётчиком-инструктором в авиационной школе губернатора Трёх восточных провинций (Маньчжурия) генерала Чжан Цзолина в Мукдене. В 1924году Георгий разбился во время одного из полётов.

Кстати, и средний брат, Николай Николаевич, также был офицером, но он выбрал специальность моряка-подводника. Осенью 1913 года он, студент Института инженеров путей сообщения императора АлександраI в Санкт-Петербурге, оставил институт и поступил в Отдельные гардемаринские классы (ОГК) при Морском кадетском корпусе. 30 января 1916 года произведён в чин мичмана и направлен для дальнейшего прохождения службы на подводную лодку «Барс» в качестве минного офицера. Участвовал в боевых действиях на Балтике в составе 1-го дивизиона дивизии подводных лодок Балтийского моря. Подводная лодка «Барс» погибла вместе со всем экипажем в боевом походе в мае 1917 года".

В списке учащихся Спасской авиашколы на 1 августа 1919 г. Можевитинов записан как прапорщик

Спасибо: 0 
Профиль
Войсковой старшина





Сообщение: 311
Настроение: Прорвемся
Зарегистрирован: 26.02.12
Откуда: Россия, Волчанск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.12 23:54. Заголовок: Кудлаенко стал в ман..


Кудлаенко стал в маньчжурских войсках во главе авиации и организовал там русский авиаотряд. Впоследствии, в 1926 г., таких отрядов стало два, и в их составе было не менее 40 летчиков. Летали они на русских, английских, французских и немецких самолетах. На этом поприще они заслужили "самую похвальную оценку". Не обходилось, правда, и без потерь. Среди убитых к лету 1927 г. были отмечены летчики-офицеры - Абакуменко и Портнов. Последний был одним из немногих уральских казаков, оказавшихся в эмиграции. Говоря о том, что уже в 1921 - 1922 гг. среди русских, находившихся на службе китайцев, отмечались вредившие делу интриги, журналист Ильин говорит: "Зато у летчиков все хорошо и нет никаких интриг, они сплочены и дружны. Был у них, они показывали гаражи, мастерские школу, где обучают китайских офицеров, чертежную. Среди них выделяется симпатичный летчик Можевитинов - говорят, смелый и прекрасный авиатор".

Балмасов С.С. Белоэмигранты на военной службе в Китае. М., 2007. С.20.

За Державу обидно Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1506
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.12 13:43. Заголовок: http://f1.s.qip.ru/p..



Инструктор авиашколы М. С. Бабушкин (снимок 1917 года)
Из книги Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938. — М-Л.: Издательство Главсевморпути, 1941.
http://www.amyat.narod.ru/memo/babushkin_ms/index.htm

Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1507
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.12 13:55. Заголовок: barnaulets пишет: С..


barnaulets пишет:

 цитата:
Судя по всему, служба Бабушкина в Красной армии в 1920-23 гг. , равно как и его партизанская эпопея, скорее всего были придуманы им позднее для самооправдания. На самом деле, согласно документу предоставленному Маратом Хайрулиным, в октябре 1922 г. – он все еще служит у белых в Приморье инструктором Дальневосточной военной авиашколы, в чине подпоручика, полученном им в 1919 году в армии Колчака.



Впрочем, службу у белых в 1922 г. он и не скрывал, хотя и с оговоркой, что находясь в белогвардейской авиашколе выполнял директивы подпольной большевистской организации:


Из воспоминаний Бабушкина:

"В конце 1917 года школе приказали переехать на Украину...
Вместе со школой я отправился на юг. В пути прибыло распоряжение: остановиться в Харькове. Развернули школу, возобновили занятия. В это время начали наступать гайдамаки и немцы.
У нас в школе почти половина офицеров были кадровики — подпоручики, поручики, штабс-капитаны. Они стали сговариваться: «Идут немцы, гайдамаки,—давайте останемся здесь». Начальник школы — старый офицер, честный человек — созвал небольшую группу и сказал:
— Я стою за то, чтобы отсюда уехать. Мы привезли в Харьков ценное имущество, доверенное нам революционным правительством, и обязаны сохранить все в целости.
Ни немцам, ни каким бы то ни было гайдамакам оно не должно достаться. Мы с вами — не те и не другие... Давайте завтра же начинать эвакуацию.
Дальше ждать было нельзя. За два дня мы погрузили все имущество в эшелон. Большинство офицеров разбежались. Остались солдаты, инструкторы-прапорщики и несколько старых офицеров...

В Поволжье, на Урале и Дальнем Востоке

Эшелон продвигался к Самаре. В Иващенкове мы остановились и начали искать поблизости место для аэродрома. Нашли его под Самарой, в дачной местности. Переехали туда и развернули работу. Начали учебные полеты. Это было летом 1918 года.
Вместе со мной на одной даче возле аэродрома жил комиссар продовольствия, очень славный человек. У него имелся хороший мотоциклет. Как-то ранним утром я проснулся от резких звуков — казалось, будто вблизи стреляли. Выскочил во двор. Там стоял озабоченный сосед и запускал свою мотоциклетку.
— В чем дело?—спросил я.
— Чехи восстали, это одна шайка с беляками. Надо скрываться...
Я быстро вернулся домой; со мной жила жена Мария Семеновна, маленький сын Миша и сестра жены.
— Вы сидите тихо, никуда не выходите,—говорю своим.—Ночью восстали чехи и захватили власть. Я пойду в школу.
На дворе вижу, что комиссар все еще возится со своей мотоциклеткой. Говорю ему:
— Беги! Стреляют... Бросай все к чертям и дуй прямо к Волге, иначе попадешься. А машину я приберу в сарай — в случае чего ты там ее найдешь.
Мы распрощались.
Прихожу в школу. Начальник заявляет:
— Никто никуда не должен ходить, оставайтесь на своих местах. Нам звонили по телефону: через пять минут сюда приедет отряд, мы считаемся арестованными.
Вскоре прибыли какие-то личности, взяли школьные списки для проверки. Спрашивают:
— Большевики есть?
— Нет.
— Если найдем, будете отвечать головой.
Наш начальник оказался молодцом и никого не выдал.
— В город не ездите,—предупредили нас.—Вы считаетесь арестованными. Через два дня ваше положение выяснится.
Мы разошлись по домам. Ночью я услышал осторожный стук в окно и вскочил. Смотрю — пришел комиссар.
— Не убежал?—тихо спрашиваю его.
— Невозможно пробиться: кругом все оцеплено.
— Лезь в окно, только — ни звука. Рядом со мной капитан живет. Кто его знает — вдруг выдаст?
Комиссар просидел у меня в «тайнике» четыре дня. Потом мы перевели его в пустую дачу.
— Когда немного успокоится, я улизну,—сказал он.
Через неделю на аэродроме появляется незнакомый человек. По фигуре и чертам лица как будто мой сосед — комиссар. Но почему этот без усов и бороды?
— Не признаешь?—говорит он тихо.—Я побрился...
— Что, не удалось бежать?
— Нет, но это неважно. Ты помоги мне, Бабушкин, устроить к вам на работу одного парня. По профессии он техник.
Захватив по пути техника, мы пошли к начальнику школы. Он посмотрел на моих спутников и предложил пойти для переговоров на летное поле. Там он обратился к комиссару и технику:
— Если вы политические работники, то предупреждаю, что за нами сейчас строгая слежка. И вы попадетесь, и нам не сдобровать... А дать работу я могу, дела много. Есть свободное место заведующего складом горючего... Взвесьте все и решайте. Завтра можно приходить на работу.
Они поблагодарили и распрощались, но больше не пришли. Техник определенно был большевиком; ему, очевидно, надо было связать коммунистов нашей школы с подпольным центром в Самаре. Потом я узнал, что моему соседу комиссару удалось пробраться в город.
Под натиском красных частей беляки с потерями отступали. Чешское командование предписало нам: погрузиться в эшелон и ехать на восток — в Курган. Но оттуда нас погнали еще дальше — в глубь Сибири. Начальнику нашей школы не хотелось ехать; он говорил: «Если мы туда попадем, то не скоро выберемся».
В Кургане мы саботировали, летали только «для виду», задавшись целью не давать белым ни одного летчика. Умышленно расходовали зря бензин, подбирали заведомо негодные самолеты, не ремонтировали их.
Вскоре школьное имущество снова было погружено в вагоны. Мы прибыли в Приморье, в город Спасск.

С красными партизанами

Большевики, работавшие в школе, наладили тайную связь с партизанами и решили с ними соединиться. Договорились, что в определенный день вооруженные партизаны с музыкой и красными знаменами придут к нам и мы вместе захватим город.
В ту пору в спасском гарнизоне засели интервенты разных стран: японцы, американцы и китайцы. Американцы вскоре ушли, а с китайцами мы не предполагали воевать. Действительно, как только партизаны приблизились, китайские войска мгновенно исчезли. В Спасске остались только японские части.
Партизаны торжественно вступили в город и разместились в гарнизонных казармах, не смущаясь близким соседством интервентов. Наша школа считала себя партизанской, и у нас расположился штаб партизанских частей. Из состава школы мы выделили боевой отряд самолетов. Отряд вылетел в Хабаровск.
К этому периоду красные части вместе с партизанами разгромили войска атамана Семенова, ликвидировали колчаковщину. Остатки белых армий откатывались к Тихому океану...
5 апреля 1920 года, ранним утром, я получил приказ срочно явиться с оружием. Накинул кожаную тужурку и прибежал в школу. Построились. Комиссар объявил:
— Засевшие во Владивостоке интервенты вместе с притаившимися белогвардейцами предательски напали на части гарнизона. То же самое сегодня ночью произошло и в Никольск-Уссурийске. С минуты на минуту надо ожидать подобной вылазки и у нас в Спасске... Будьте готовы, товарищи. Получайте винтовки.
Мы быстро разобрали новенькие винтовки, послали подводу за патронами. И сразу же затрещали пулеметы: враги открыли огонь по нашим ангарам и казармам. Возчика, доставлявшего патроны, и его лошадь убили в пути. Мы остались с винтовками без патронов.
Пришлось отступать к цементному заводу, где стояли конные партизанские части. Надо было связаться с ними и получить патроны. Я вызвался быть связным. Добрался к партизанам, сговорился обо всем.
Иду обратно, посматриваю вокруг, как охотник, держу винтовку наготове и думаю: «Выгляни только беляк — прямо в башку ему влеплю...»
Я знал, что наши ребята обосновались на одной из сопок, видел, как за командиром увязался его пес, черный пудель. Но, может быть, теперь все уже ушли оттуда?
Осторожно пробираюсь к сопке. Вокруг постреливают. Странно: никого не видно, а пули свистят... Подхожу к подножью сопки, вижу: люди шевелятся и черный пес бегает. Я обрадовался: наши здесь!
Вылез из-под прикрытия и смело стал взбираться на сопку. И вдруг оттуда прямо по мне, как по учебной мишени, открыли пулеметный и ружейный огонь... Там были враги. Я спрятался в кусты.
Белые, направлявшиеся к аэродрому, вообразили, что в кустах укрылся отряд красных, и стали бить разрывными пулями. Целая канонада открылась. Думаю: «Попал в переделку». И все из-за черной собаки — подвела меня, проклятая.
Побежал кустарником к деревне. Оставалось проскочить маленькую полянку. К этому времени стрельба кончилась, и я осторожно вылез из кустов. А враги, оказывается, все время наблюдали с сопки за моим передвижением. Только выбрался я на полянку — грянул выстрел, и я перевернулся: какой-то снайпер угодил мне в ногу.
Пополз... До своих далеко. Забрался обратно в кусты. Враги больше не стреляли. Кровь сильно текла из ноги. Кое-как я перевязал рану.
Здесь недавно выпал снег. Сыро, холодно, руки совсем закоченели. Видно, крови много потерял: только начну ползти — голова кружится. Выбрал среди кустов кочечку посуше, укрылся там и лежу. Слышу — голоса, стоны. Беда: наши отступают. Закричал я, но бестолку, да и кто услышит в такой передряге.
Лежал я так с восьми утра до шести вечера. Только ночью узнал, какая участь едва не постигла меня. Оказалось, что до моего пристанища враги не дошли лишь шагов пятьдесят. А всех раненых, которые им попадались, они перекололи штыками. Вот почему раздавались стоны... Из наших раненых уцелели только девять человек.
Меня спасли крестьяне. Лежал я на холме. Ближнюю деревню видел хорошо. Вечер стоял тихий, и я начал кричать, надеясь, что в деревне услышат. Когда враги снова расположились на сопке, я замолчал. Смотрю — крестьяне выезжают из деревни на телеге. «Значит, меня услышали», думаю я и радуюсь. Выехали они за околицу, постояли там недолго и повернули. Потом крестьяне опять появились, подъехали еще ближе, но опять вернулись в деревню.
Так было несколько раз.
«Боятся, должно быть», думал я, но все-таки продолжал осторожно подавать голос.
Сколько времени прошло — не знаю. Вдруг я услышал родную русскую речь. Смотрю: около меня двое крестьян, телега с лошадью.
— Вот он лежит,—говорят.
Спрашивают тихо:
— Как ты, итти сможешь?
— Нет, в ногу ранило.
— Ну, давай, садись... Да ты совсем ослаб...
Подняли они меня и перетащили на телегу.
Крестьяне с опасностью для своей жизни подбирали раненых партизан; вот почему телега появлялась несколько раз... Они рассказали о трагическом конце многих раненых красных бойцов.
Меня оставили в деревне ночевать, а утром крестьяне отвезли в больницу. Там врач удалил все тряпки, которыми была затянута моя раненая нога, и сделал перевязку.
Случайно эти крестьяне оказались моими знакомыми. До провокационного выступления белогвардейцев я, заядлый охотник, отправляясь стрелять фазанов, по пути часто заходил в эту деревню выпить молока.
— Мы тебя, Михаил Сергеевич, в другую деревню свезем, верст за тридцать,—сказали мои спасители.—Там спокойнее будет. Поедешь хорошо: запряжем пару коней.
Я послал записку Марии Семеновне, чтобы дома обо мне не беспокоились. К тому времени семья наша увеличилась: родилась дочь Галя.
После долгих странствований я очутился во владивостокском крепостном госпитале. Только выписался оттуда и вернулся в Спасск — подхватил тиф. Болел долго, тяжело. Но, видно, сердце здоровое: все перенес. В школе было попрежнему сильно большевистское влияние. Товарищи по школе скрыли мое участие в партизанском отряде. Меня снова зачислили летчиком-инструктором. Мы находились в распоряжении белых, но никакого участия в военных действиях не принимали, держались обособленно, выполняя директивы подпольной большевистской организации.
На Дальнем Востоке кипела гражданская война. На Владивосток двигались не только партизанские отряды, но и боевые части Красной армии. Под натиском красных полков интервенты бежали, а с ними и остатки Семеновцев, калмыковцев и прочих белых банд.
Нашу школу перевели во Владивосток. Расположилась она на сопке Саперной. В городе распространился слух, что у нас в школе много хорошего вооружения, есть пулеметы, бомбы.
А на самом деле у нас было всего-навсего четыре винтовки и пять охотничьих ружей.
Накануне освобождения Владивостока штаб белого командования приказал школе эвакуироваться со всем имуществом частью в Японию, частью в Китай. Это для того, чтобы в руки большевиков не попало. Подали нам два парохода и три баржи. Мы категорически заявляем:
— Никуда не поедем!
Приезжают пять белых казачьих офицеров. Мы стоим с винтовками у школы. Офицеры подумали, что мы крепко вооружены. Начальник школы говорит, что личный состав не желает эвакуироваться за границу.
— Вы обязаны погрузить имущество,—требуют офицеры.
— Нет, имущество мы не отправим: оно — школьное, летное, необходимо здесь,—твердо отвечает наш начальник.
— Это ваше последнее слово?
— Да.
— Вас расстреляют.
— Попробуйте только... Удастся ли?
Озлобились они и укатили. Вскоре видим: белые спешно грузятся на пароходы. Нас больше не тревожили — видно, побоялись.
Ушли последние вражеские канонерки. Тишина... И в этой тишине раздалось звучное цоканье копыт: в город вступала красная конница. По железной дороге двигался бронепоезд.
Что тут было! Тысячи людей с восторгом встречали освободителей родной земли.
Представители красного командования приехали к нам:
— Кто у вас здесь начальник? Имущество в сохранности?
— Все сберегли.
— Отлично, развертывайте работу. Теперь вам уж никто не помешает.
Вскоре нашу школу передали в распоряжение Главного управления воздушного флота. Снова мы погрузили имущество и на этот раз двинулись уже в родную Москву. Отправились из Владивостока в конце 1922 года, а в столицу прибыли только в марте 1923 года. Дорога была разрушена, многие мосты взорваны; кое-где приходилось ждать, пока замерзнет река, делать настил и осторожно передвигаться по нему. Наконец приехали.
В Москве нас спросили:
— Кто желает оставаться в школе в качестве инструктора?
Я сказал, что готов работать. Меня назначили в Борисоглебскую летную школу. Пока собирался ехать туда, пришел приказ о моей демобилизации. Оказывается, один из дальневосточных «друзей» заявил, что я стар, вылетался...
Сильно меня обидела эта несправедливость. Однако сделать ничего не мог..."


Спасибо: 0 
Профиль
barnaulets
moderator




Сообщение: 1508
Зарегистрирован: 17.11.09
Откуда: Россия, Барнаул
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.12 19:44. Заголовок: Неклютин Александр М..


Неклютин Александр Матвеевич (03.05.1892 - ?)
Род. в семье потомств. поч. гражданина Самарской губ. Окончил Самарское коммерческое уч-ще. В 10-й конно-арт. батарее (с 18.09.1912). Прапорщик запаса (с 26.12.1913 ). В запасе конной артиллерии. Делопроизводитель 2-й батареи 83-й арт. бригады (с 01.09.1914). Адъютант 1-го дивизиона (с 23.05.1915). Штатный наблюдатель 24-го корпусного авиаотряда (16.02.1917-07.02.1918). Поручик (с 24.09.1916, со ст-вом с 21.08.1916). Ученик-летчик воен.-авиационной школы Народной армии в Самаре (с 06.1918, быв. Харьковский отдел Гатчинской воен.-авиационной школы). Наблюдатель 1-го Самарского авиаотряда (с 11.07.1918). Совершил первый самостоятельный полет-на "Фармане" (13.07.1918, инструктор - прапорщик М. Бабушкин, впоследствии знаменитый полярный летчик). Летчик 1-го авиаотряда Оренбургской казач.бриг. (10-го Оренбургского, 04.08-22.12.1918, 1 полет 26.10.1918 - 1 ч 18 мин (1 бомбометание)). Пом. нач. Воздушного флота Ю.-Зап. фронта по авиации (с 22.12.1918). Откомандирован в 10-й авиаотряд (с 01.01.1919). Ученик-летчик Курганской воен.-авиационной школы (с 02.1919). Воен. летчик (с 24.06.1919). Летчик 15-го Сиб. корпусного авиаотряда (с 22.07.1919). Вр. командующий 15-м Сиб. корпусным авиаотрядом (24.09-16.10.1919). Отчислен от занимимаемой должности и направлен в распоряжение начальника Воздушного флота в Омск (16.10.1919). Награды: Св.Анны 4-й ст.с надп. "За храбрость", Св.Анны 3-й ст., Св.Анны 2-й ст., Св.Стан. 3-й ст., Св.Стан. 2-й ст. [Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891–1945: Биографический справочник. М.,2007]
http://rosgenea.ru/?alf=14&serchcatal=%CD%E5%EA%EB%FE%F2%E8%ED&r=4

Спасибо: 0 
Профиль
мир





Сообщение: 927
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация: -1

Замечания: Замечание,за переход на личности
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.12 23:50. Заголовок: В книге "В боях ..


В книге "В боях и походах" (Свердловск, 1959) есть воспоминания выпускника Одесской авиашколы Типкина, который со своим однокашником Муратовым организовали в мае 1918 г. в Екатеринбурге 1-й авиаотряд из одного Ньюпора и одного Вуазена, которые он почти самовольно сгрузил с эшелона, едущего в Сибирь. Вуазен, правда, вскоре угробил один матрос-механик, который решил на нем покататься, а заодно прокатить и своего приятеля-часового, а Ньюпор вскоре включили в состав 5-го социалистического отряда. Через некоторое время Муратов, по воспоминаниям Типкина, улетел на разведку и не вернулся - перебежал к белым. А почле окончания войны автор с удивлением встретил его в Москве. Оказалось, хитрый выпускник Одесской авиашколы Муратов уже после разгрома Колчака "прозрел" и "перешел" к красным. Участвовал в боях с антоновцами, а потом долго работал в Главном управлении авиационной промышленности. "Случай с Муратовым показывает, какими путями неустойчивые люди с мелкобуржуазной психологией переходили на сторону революции", - заключает автор.

нужно было жить и исполнять свои обязанности... Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 299 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 669
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет