Отправлено: 25.08.10 12:37. Заголовок: Польские бронепоезда в Сибири
Третьими по численности после чехословацких и японских бронепоездов в составе интервентов в Сибири и на Дальнем Востоке были польские броневые поезда. Строились они, судя по всему, из универсального "строительного материала" времён Гражданской войны - американских металлических полувагонов Владивостокской постройки 1915-1917 гг. Первоначально в составе 5-й стрелковой дивизии поляков было три бронепоезда: "Варшава", "Краков" и "Познань". Затем якобы к полякам попал четвёртый бронепоезд - "Сокол", переименованный ими в "Познань.2", но тут нужно ещё разбираться с "деталями".
Сообщение: 636
Зарегистрирован: 24.12.08
Откуда: Красноярск
Репутация:
0
Отправлено: 25.08.10 15:03. Заголовок: белый пишет: Воспом..
белый пишет:
цитата:
Воспоминания 1967 года это источник чистейшей правды.
Это просто ИСТОЧНИК. В силу того, что история с потерей БЕПО слабо освещена в правительственных и польских документах (либо они нам неизвестны) мы вынуждены ориентироваться на имеющиеся материалы, в том числе и на партизанские воспоминания. С сегодняшнй колокольни они безусловно требуют критического осмысления, но своего значения в силу вышесказанного не теряют.
...В Польше еще были "Варшавы"... ---------------------------------------------------- ...В рядах польских БЕПО в те годы еще "Варшав" не обнаружил...
Уважаемый коллега! Тут вопрос даже не в названии, а в "конструктиве": для бронепоезда на фото с надписью "Варшава" использованы американские вагоны-гондолы, которые были закуплены ещё до ГВ царским правительством и собирались во Владивостоке в 1915-1917 гг. В 1916 году во Владивостокских ж.д. мастерских было собрано около 5000 таких полувагонов и использовалиь они на железных дорогах России, где из них все воюющие стороны и "наловчились" делать импровизированные "броневагоны". Поэтому появление в те годы в Польше именно такого по конструкции бронепоезда (независимо от названия) было практически нереально. Второй "момент": обе вышеприведённых фотографии - из альбома польского офицера, служившего в ПМВ в РИА, а в ГВ оказавшегося на Восточном фронте, поэтому иное их "происхождение" просто маловероятно...
Уважаемый коллега! Тут вопрос даже не в названии, а в "конструктиве": для бронепоезда на фото с надписью "Варшава"
Привет! Вы правы. Писал по памяти, с другого компа. Заглянул в фотоархив, а данные фото у меня тоже есть. первое из них я перепутал с ниже следующим. Кстати их автор ЯРОСЛАВ ОКУЛИЧ-КОЗАРЫН
Да я тоже пишу с ноутбука на работе, а большинство информации по теме дома на втором компе. Этот Окулич, если мне не изменяет память, на службе в РИА был лётчиком...
Этот Окулич, если мне не изменяет память, на службе в РИА был лётчиком
Не интересовался его биографией в РИА
Летом 1919 майор Окулич был руководителем польской военной миссии в СИбири. В сентябре 39 будучи полковником был комендантом ВИльно, после руководил одним из отрядов АК
Отправлено: 11.11.10 23:57. Заголовок: Коллеги, кто может у..
Коллеги, кто может уточнить о каком именно бронепоезде идет речь в приведенном документе? Генерал-майор Пучков Ф.А.: «5 января [1920 г.] около 3 часов дня штаб дивизии прибыл на разъезд Минино – последнюю железнодорожную остановку перед Красноярском. К моему удивлению и тревоге, на разъезде оказались эшелоны штабов фронта и 2-й армии, которые, по предположениям, уже должны были пройти Красноярск. Около эшелонов видно было много саней, только что наспех собранных в окрестных деревнях: производилась разгрузка обоих штабов, поезда дальше не идут. Дело плохо. Нашел генерала Войцеховского в пустом уже вагоне, за картой, и узнал о событиях, разыгравшихся в Красноярске за истекшие сутки. К подходу армии Зиневич оказался уже отстраненным и арестованным; к власти стали большевики; с лихорадочной поспешностью и энергией организовывалась оборона города, и армия встретила уже открытого врага. Подойдя с колонной к Красноярску вечером 4-го, генерал Петров не решился в темноте атаковать город [силами 4-й Уфимской стрелковой дивизии] и ночевал в районе деревни Минино. Утром 5-го колонна повела атаку на город и железнодорожную станцию. Гарнизон Красноярска, усиленный свежими формированиями из рабочих дружин, оказал упорное сопротивление. Несмотря на отсутствие артиллерии и недостаток патронов, пехота ворвалась в город и заняла станцию. Оставалось проявить еще небольшое усилие, чтобы окончательно очистить город, но неожиданное появление бронепоезда, по некоторым данным – польского, внесло смятение в ряды атакующих; странную роль сыграл начальник особых отрядов полковник Макри, отдавший приказание об отходе без всяких видимых оснований. Атакующие части поспешно отошли, не успев даже вынести своих раненых; запасной батальон ижевцев, имевший в строю 680 человек, вывел из боя только 380; понесла большие потери и пехота 4-й дивизии; конница завязла в снегу и сделать ничего не могла. Решено было атаки не повторять и выждать подхода других частей 2-й армии, тем временем очистить эшелоны обоих штабов и перейти на санный обоз». [Пучков Ф.А. 8-я Камская стрелковая дивизия в Сибирском ледяном походе // Великий Сибирский Ледяной поход. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. С. 270.] Польский? "Познань" или "Краков"?
Отправлено: 14.11.10 12:38. Заголовок: Польские БеПо на Клюквенной в январе 1920 г.
Штабс-капитан пишет:
цитата:
"Краков". На него была возложена задача охранять мост через Енисей
Спасибо. По воспоминаниям Витольдовой-Лютык именно "Краков" на станции Клюквенной замыкал линию 5-й Польской дивизии. "…Рождество и Новый год пролетели, ничего нового не принеся с собой. Дни шли за днями. Ехали очень медленно, так как на ст. Клюквенная (120 верст от Красноярска) находились чешские эшелоны, мешавшие нашему продвижению. Наш эшелон ["железнодорожная рота" дивизии] стоит в поле, в 3–4 верстах [западнее] от станции [Клюквенной]. Морозный день склоняется к вечеру, вдали погас последний луч заходящего солнца. Я прогуливалась около эшелона. Впереди перед моими глазами расстилалась равнина, а вдали, как синяя туча на горизонте, виднелась гора, поросшая лесом. Перед нашим эшелоном стоял единственный в Сибири латышский эшелон. Из польских наш поезд был первый, за нами стоял броневик «Познань». Далее штаб Польской дивизии и другой броневик «Краков». Броневые поезда были окрашены в защитный цвет. Я каждый раз останавливалась перед броневиком и издали смотрела в темные отверстия, загадочно пугавшие своей темнотой. Небольшая группа чехов прошла мимо меня, вызывая удивление на лицах польских часовых. Я вернулась в вагон и там узнала, что явилась в штаб Польской дивизии делегация чехов просить об уступке им паровозов, так как они свои заморозили. Поляки ответили, что свободных паровозов не имеют, просят чехов скорей нагреть и поправить свои паровозы и освободить дорогу для польских эшелонов, так как большевики идут, уже бой под Красноярском. Слова поляков никакого успокаивающего действия не оказали, чехи ушли и пригрозили занять путь, если не достанут паровозов. Через час-два пришли латыши в наш поезд и спрашивали, правда ли, что поляки хотят взорвать латышский поезд. Им так сказали чехи. Поляки успокоили латышей, и те ушли. Зато во всех польских эшелонах царило беспокойство. Отдан был приказ вооружиться. В нашем эшелоне все мужчины стояли около вагонов вооруженные. Ждали приказа о выступлении против дерзких чехов, которые не заставили себя долго ждать, явились вооруженные и направились к штабу Польской дивизии. Мы, женщины, сидели в вагоне, время от времени я выходила на площадку и присматривалась к тому, что творилось около эшелонов. Вдали за ними виднелся зеленый броневик, около него толпились польские солдаты, окружив тесным кольцом чехов, чехи неистово кричали, размахивали руками. Видимо, визит чехов не принес им желанных результатов. С недовольными лицами они возвращались обратно. Кругом был расставлен польский караул. Солдаты узнали, что чехи хотели взорвать польский броневик, мотивируя это тем, что не хотят, чтобы все досталось большевикам. Не знаю, какие переговоры в действительности велись; пишу только то, что тогда мы узнали". (См.: Витольдова-Лютык С. На Восток // Великий Сибирский Ледяной поход. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. СС. 542-543.) А какова дальнейшая судьба польских бронепоездов?
Сообщение: 614
Зарегистрирован: 23.05.08
Откуда: Россия
Репутация:
0
Отправлено: 14.11.10 12:58. Заголовок: Краевед пишет: По в..
Краевед пишет:
цитата:
По воспоминаниям Витольдовой-Лютык именно "Краков"
Да это так. Кроме того, прямое упоминание "Кракова" есть в ГАКК. В-Л ошиблась только в "Познани". "Познань" погибла ранее, речь должна идти о "Познани-2"
Отправлено: 15.10.22 22:13. Заголовок: Сибирецъ пишет: А Щ..
Сибирецъ пишет:
цитата:
А Щепихин пишет о нем в положительном ключе, что именно благодаря фланговой атаке Макри белые не побежали...
В отношении событий ВСЛП на территории Енисейской губернии у Щепихина вообще довольно много путаницы, а его субъективизм прямо зашкаливает. Должен сказать, что от его рукописи как от исторического источника ожидал гораздо большего. Всё-таки начштаба армии, но в его описаниях довольно много сомнительных мест. Отрядом уфимцев, наступающими 5 января 1920 г. на красноярскую Николаевскую слободу, командовал генерал-майор Петров. Однако Щепихин в своих записках несколько раз вычеркивает имя Петрова и вставляет вместо него имя генерал-майора Бангерского. Вероятно, были какие-то личные причины для замены. Два непосредственных свидетеля штурма Красноярска оставили противоположные воспоминания. Генерал-майор Щепихин: «Противник воодушевился и начал спускаться в долину. Если бы не п. Макри со своими охранниками, то возможно, что к вечеру наши эшелоны [на ст. Минино] были бы в руках противника. П. Макри вынесся на санях во фланг из-за цепей 2-й Уфимской кавалерийской дивизии, которая к слову сказать бездействовала, открыл огонь прямо с саней, рискуя потерять свой конский состав, и остановил наступление противника, – он начал отстреливаться, медленно пятиться к городу… Польский броневик, видя, что бой закончился, ушел вновь на ст. Красноярск». Генерал-майор Пучков: «Странную роль сыграл начальник особых отрядов полковник Макри, отдавший приказание об отходе без всяких видимых оснований. Атакующие части поспешно отошли, не успев даже вынести своих раненых; запасной батальон ижевцев, имевший в строю 680 человек, вывел из боя только 380; понесла большие потери и пехота 4-й [Уфимской стрелковой] дивизии; конница завязла в снегу и сделать ничего не могла». Возможно, генерал Пучков, не бывший на месте данного события 5 января и сделавший эту запись по сведениям штаба 2-й армии, путает и обвиняет здесь Макри напрасно. Генерал-майор Макри действительно проявил нерешительность в боях под Красноярском, но произошло это не 5 января у станции Бугач, а на следующий день в бою у дер. Дрокино.
Румша не пишет, какие. Я потом посмотрю. Наверное, они. Мне интересно, какие два остались последними. Это тоже установлю, здесь надеялся , что коллеги, кто занимается бепо, смогут дать ответ.
Отправлено: 09.11.22 23:53. Заголовок: Из воспоминаний поль..
Из воспоминаний польского офицера: "Бронепоезда были переоборудованы из американских угольных вагонов, оснащенных листами литой стали грузоподъемностью 40 тонн. В укрепленных бетоном стенах были сделаны бойницы. Перед этими машинами была поставлена бронированная платформа с пушкой и 4-8 пулеметами."
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 243
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет