Отправлено: 16.07.10 03:44. Заголовок: Дружины Святого Креста и Зеленого Знамени.
Уважаемые форумчане!Интересует информация из мемуаров,периодики того времени,документов о том как были обмундированы,снаряжены и вооружены дружинники.Сразу просьба-не дублировать материал с "Колчакии",тема шире и сложнее.Со своей стороны готов поделиться информацией с заинтересованными по теме,что удалось наскрести за последние несколько лет.Если можно,просьба указывать источник информации и название конкретной дружины.
Отправлено: 16.07.10 19:55. Заголовок: Знак дружины Святого..
Знак дружины Святого Креста «Сим победиши» Об этой награде кратко сообщается в книге «Русская армия 1917–1920» (СПб., 1991), где говорится, что награда представляла собой овальный, сужающийся книзу щит с крестом. Есть кресты медные, есть серебряные, покрытые краской. <\/u><\/a>
Отправлено: 24.10.10 01:12. Заголовок: Да бред какой-то (из..
Да бред какой-то (извиняюсь за выражение),ничего подобного у воткинцев не было (по крайней мере,ничего подобного ни в одних мемуарах не встречалось),но любопытное свидетельство эпохи. А за ссылку спасибо!
Отправлено: 26.10.10 01:33. Заголовок: Полк в котором служи..
Полк в котором служил Иванов - 266-й рабочий имени Малышева, в районе с.Армизонского в боях с воткинцами не участвовал, в смысле воткинцы были севернее, а вовсе не в полосе 30-й дивизии. Должность иванова - телефонист и этот рассказ о появлении частей Св.Креста он видимо просто слышал где-то. Лично мне за все время изучения Тобольской операции попался только один случай участия такой дружины в боях на участке 11-й Уральской дивизии, куда она затем и была включена в качестве 3-го батальона в 41-й Уральский полк. Вообще, масса красной художественной литературы описывала бои с "поповскими" частями. Видимо с целью подчеркнуть реакционность противника. Агитпроп, одним словом. Хотя некоторые детали о форсировании Тобола у Иванова верны, только он названия деревень исковеркал.
Сообщение: 83
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 26.10.10 05:45. Заголовок: Олег В пишет: Полк ..
Олег В пишет:
цитата:
Полк в котором служил Иванов - 266-й рабочий имени Малышева, в районе с.Армизонского в боях с воткинцами не участвовал, в смысле воткинцы были севернее, а вовсе не в полосе 30-й дивизии.
Спасибо, ув.Олег, я был уверен, что вы внесете ясность.
Олег В пишет:
цитата:
Вообще, масса красной художественной литературы описывала бои с "поповскими" частями. Видимо с целью подчеркнуть реакционность противника.
Возможно, хотя скорее всего обычное приукрашивание ветеранов плюс плохое знание тог, что представляют такие Дружины (правда, священники у белых как солдаты и офицеры служили, другое дело, что части из них не комплектовали). Кстати, это все-таки воспоминания, а не худлит, хотя разница не везде велика.
Отправлено: 15.02.11 01:29. Заголовок: Ратник пишет: Да по..
Ратник пишет:
цитата:
Да полки вроде с бору по сосенке собирались (Стерлитамак,Аксун),видимо.
Сложно сказать, у меня только описание боя с 54 бригадой и двумя кавполками. Это окт-ноябрь 1919 г. Тогда белые уже начали секретить наименования частей по примеру красных. Вроде рота полумесяца попала в окружение, но смогла выбраться. Пулеметчик роты расстрелял 60 тысяч патронов.
Отправлено: 15.02.11 03:11. Заголовок: Елисеенко Алексею У ..
Елисеенко Алексею У меня есть немного о боевом пути дружин "Креста" в составе 3-й армии в октябре 1919 года, включая их точный личный состав и дальнейшую боевую судьбу. Насколько я понял, у Вас есть интереснейшее описание боя с 54-й дивизией. Видимо где-то от Темляков до Митино, ибо других боев она не вела. Не могли бы поделиться описанием, буду чрезвычайно признателен, ибо в прошлом году мы начали поисковое обследование того района, нашли линию красной обороны, съедаемые комарами в дождь прошли ее с металлоискателями, а в этом году думаем завершить ее изучение. Ваша информация нам очень был помогла. С уважением олег
Отправлено: 15.02.11 09:57. Заголовок: Да, зачем же в личку..
Да, зачем же в личку. «19.09 в 3-ю армию прибыла 1-я Омская дружина Святого Креста – 11 офицеров, 395 штыков, 82 сабли, 2 пулемета дружина Святого Креста 09.10.19 прибыла в штаб 11 Уральской сд, взамен убывших из нее оренбургских пластунов. Первоначально, судя по боям дружина действовала в качестве самостоятельного подразделения. При чем, в нее, очевидно входили и какие-то мусульмане, ибо в разведсводках 5-й армии помимо описания отличительного знака-креста у дружинников, упоминается и мусульманский полумесяц. Все бои перечислять долго, но наиболее значимый - за д.Митино. Наступала 26-я дивизия, дружинники оборонялись в окопах. Митино несколько раз перешло из рук в руки. Взявшим в итоге деревню красноармейцам запомнились трупы лежащих в окопах солдат с нашитым крестом на груди. Ну и по личным данным, в Митино на кладбище до сих пор существует братская могила красноармейцев погибших в этом бою. После этого боя, Дружина включена в качестве 3-го батальона в состав 41-го Уральского полка и дальнейший ее боевой путь уже в его составе. Вот так вкратце.
Барнаульская дружина Святого Креста именовалась 5-й Барнаульской. Одна из рот дружины, принимавшая осенью 1919 г. в боях с партизанами на Алтае, была сформирована из крестьян-добровольцев, предположительно из дружин самоохраны сел Барнаульского уезда. При отступлении из Барнаула дружина была влита в 3-й Барнаульский полк (вероятно 3-м батальоном взамен разоруженного как ненадежный и оставленного в Барнауле 3-го батальона этого полка). Судя по всему она и составила костяк полка во время Сибирского Ледяного похода.
Отправлено: 15.02.11 13:51. Заголовок: Ратник пишет: А как..
Ратник пишет:
цитата:
А как назывались части?
Вот что читал: сотрудник Русского Бюро Печати В.Н. Иванов вспоминал: …выехал из Омска в Новониколаевск… Там предо мной предстала, так сказать, сибирская провинция, где проходила эта самая мобилизация дружин Св. Креста. В большом соборе в чудесный осенний день выступал с проповедью сам профессор Болдырев. Был он в английском солдатском обмундировании с белым крестом на груди; поверх формы был надет церковный стихарь, зеленый, с галунами. Он говорил о том, что большевизм есть «сила диавола» и одолеть ее можно только крестом. На оратора, стоявшего на амвоне, глядели многочисленные смущенные, недоумевающие или иронически настроенные слушатели.
Барнаульская дружина Святого Креста именовалась 5-й Барнаульской. Одна из рот дружины, принимавшая осенью 1919 г. в боях с партизанами на Алтае, была сформирована из крестьян-добровольцев, предположительно из дружин самоохраны сел Барнаульского уезда. При отступлении из Барнаула дружина была влита в 3-й Барнаульский полк (вероятно 3-м батальоном взамен разоруженного как ненадежный и оставленного в Барнауле 3-го батальона этого полка). Судя по всему она и составила костяк полка во время Сибирского Ледяного похода.
А других крестоносных формирований на Алтае не было?Встречал упоминание,что была попытка сформировать в Барнауле мусульманскую дружину из пленных турок.Что-то есть об этом?
Отправлено: 18.02.11 22:39. Заголовок: Олег В пишет: При ч..
Олег В пишет:
цитата:
При чем, в нее, очевидно входили и какие-то мусульмане, ибо в разведсводках 5-й армии помимо описания отличительного знака-креста у дружинников, упоминается и мусульманский полумесяц.
А это случайно был не кавалерийский эскадрон дружины?
Отправлено: 19.02.11 02:45. Заголовок: Алексей Елисеенко пи..
Алексей Елисеенко пишет:
цитата:
В Ново-Николаевске в дружины вступили более 300 человек..
Часть дружинников из Новониколаевска (те,что остались в городе в ноябре 1919 г.) вступила в отряд полковника Енборисова (около 100 человек).Прошли весь ВСЛП,а в Забайкалье составили Добровольческий Егерский отряд 3-го корпуса ДА.Расформирован в апреле 1920 г.
Отправлено: 19.02.11 20:28. Заголовок: Вопрос к красноярцам..
Вопрос к красноярцам:а в вашем городе Дружины формировались?Может известны названия или хотя бы численность записавшихся?Может что-то в проекте было (формирование какого-то крестоносного подразделения)?
Отправлено: 21.02.11 12:30. Заголовок: Ратник пишет: А ест..
Ратник пишет:
цитата:
А есть какие-то данные о количестве турок в Барнаульском лагере для ВП?
Надо смотреть в краевом архиве. Судя по описям, есть советские документы 1920-21 гг. по лагерям военнопленных, статистика (ссылки на них есть в Интернете:http://new.hist.asu.ru/vmig/fw/cat105.php). Но попасть в архив для меня пока проблематично в силу графика работы, наверное теперь только в отпуске. Т.е. не раньше лета. Да и то не знаю, успею ли - накопилось уже много материала, который хотелось бы посмотреть в первую очередь, а дела на руки выдают "по чайной ложке".
Отправлено: 23.02.11 15:13. Заголовок: Олег В пишет: У мен..
Олег В пишет:
цитата:
У меня есть немного о боевом пути дружин "Креста" в составе 3-й армии в октябре 1919 года, включая их точный личный состав и дальнейшую боевую судьбу. Насколько я понял, у Вас есть интереснейшее описание боя с 54-й дивизией. Видимо где-то от Темляков до Митино, ибо других боев она не вела. Не могли бы поделиться описанием, буду чрезвычайно признателен, ибо в прошлом году мы начали поисковое обследование того района, нашли линию красной обороны, съедаемые комарами в дождь прошли ее с металлоискателями, а в этом году думаем завершить ее изучение. Ваша информация нам очень был помогла.
Отправлено: 24.02.11 04:05. Заголовок: Алексею Это именно т..
Алексею Это именно то, что меня интересует. С нетерпением жду продолжения. Если выложите текст статьи полностью, то я постараюсь установить точно где и с кем был бой, у какого именно населенного пункта. А где эта статья была опубликована.
Отправлено: 04.03.11 20:08. Заголовок: Олег В пишет: При ч..
Олег В пишет:
цитата:
При чем, в нее, очевидно входили и какие-то мусульмане, ибо в разведсводках 5-й армии помимо описания отличительного знака-креста у дружинников, упоминается и мусульманский полумесяц.
Возможно, что упомянутые мусульмане, в дальнейшем, стали "пешим мусульманским эскадроном" Уральского стрелкового полка (Забайкалье и Дальний Восток).
Отправлено: 27.05.11 14:47. Заголовок: Все из той же заветн..
Все из той же заветной тетрадки с выписками пятнадцатилетней давности:
Обращение К служащим Алтайского губернского управления
При 5 Барнаульской дружине Святого Креста и зеленого знамени, соорганизовались в настоящее время две роты из крестьян-добровольцев, идущих на борьбу с большевиками. Роты эти до последнего времени принимали участие в борьбе с бандами Рогова, каковые успешно ими ликвидируются.
Ввиду перерыва сообщений с Омском, вышеуказанная организация Святого Креста, будучи очень полезною в борьбе с бандами, составляющими угрозу для мирного населения, испытывает большие затруднения в материальном отношении.
Долг каждого из нас прийти на помощь означенным дружинам Святого Креста, защищающим наше благополучие и самую жизнь и щедрым пожертвованием удовлетворить неотложные нужды их.
Отправлено: 23.06.11 01:41. Заголовок: Бийчанин пишет: А в..
Бийчанин пишет:
цитата:
А вы Рудиченко сами читали?
А что конкретно Вы имеете в виду?
А Вы не допускаете,что колчаковский знак мог был сделан по образу и подобию дореволюционного.Как это было в случае с медалью "За усердие" или георгиевскими наградами?
Отправлено: 23.06.11 20:35. Заголовок: А что конкретно Вы и..
цитата:
А что конкретно Вы имеете в виду?
У А. Рудиченко в первом издании знак расположен в разделе "..............достоверными сведениями об истории которых авторы не располагают. У Кваскова "с некоторой степенью достоверности" предположил.............. У А Рудиченко- "Ни в одном из известных нам документов нет упоминания.................................
Отправлено: 23.06.11 20:48. Заголовок: Как это было в случа..
цитата:
Как это было в случае с медалью "За усердие"
Не совсем понял. То-есть, Вы хотите сказать, что где-то были изготовлены медали, которыми награждали, "За усердие"? По образцу императорских? можно фото? Не видел.
Отправлено: 23.06.11 20:54. Заголовок: или георгиевскими на..
цитата:
или георгиевскими наградами?
По тематике напоминают но точно как с "Сим победиши" не повторяют. На некоторых профильных форумах данная тема поднималась и обсуждалась. Так что думаю 100% данный знак к гражданской войне не имеет отношения. Сейчас попробую написать А Рудиченко и пригласить на форум, я думаю он более компетентно сможет пояснить. Я всего лишь любитель.
Сообщение: 341
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 24.06.11 16:55. Заголовок: В книге старшины Енб..
В книге старшины Енборисова, что лежит на сайте "Еланский казак" есть упоминание того, как он вручал своим бойцам знак Святого Креста -- крест на зелёном щите. Я бы сам поискал цитату, но мне лень.
Точно-точно. Они там даже текст отсканировали. Молодцы. Благодаря этому через быстрый поиск быстро нашёл нужное: "Сформированная рота Добровольцев Дружины Св. Креста, под командой капитана П.П. Русина (ныне полковник), должна была выступить на фронт, я, узнав об этом, поспешил записаться в нее рядовым Крестоносцем, и перед отправлением собралась она у собора для выслушания напутственного молебна. Молебен служил Архиепископ Сильвестр, который при миропомазании, приколол сам лично на меня, Болдырева и Русина, знаки крестоносца: на зеленом щите - белый осьмиконечный крест".
Приведенное описание как то не вяжется с приведенным знаком
Я где-то читал,что они изготавливались не централизовано вариантов дизайна было великое множество (с синем,красным полям и вообще без него). А что за дореволюционный знау такого вида на приведенном Вами ранее фото?
Отправлено: 27.06.11 12:17. Заголовок: Я где-то читал,что о..
цитата:
Я где-то читал,что они изготавливались не централизовано вариантов дизайна было великое множество (с синем,красным полям и вообще без него).
Вы думаете что тираж знака был таким большим, что его изготавливали в нескольких местах?(Технологию изготовления знаков представляете?) Почему же до наших дней их не дошло ни одного. Я имею ввиду гарантировано определенного знака. Где фото с данными знаками? Документов об утверждении так и не обнаружено. Есть воспоминания согласен.
Отправлено: 27.06.11 13:18. Заголовок: Это какой-то знак се..
Бийчанин Это какой-то знак северо-западников (белый крест - символ С.Западной армии), тем более, что найден в Белоруссии, где действовали формирования Булак-Балаховича, ядро которых как раз состояло из бывших солдат и офицеров СЗА.
Отправлено: 27.06.11 16:17. Заголовок: Данный знак нигде не..
Данный знак нигде не описан. То что он найден в белоруссии, это со слов продавца, таких легенд можно придумать для продажи много. А на терновый венец Вы внимание не обратили? А ссылку я дал к том что без документов, домысливать можно все что угодно.
Отправлено: 27.06.11 16:58. Заголовок: Бийчанин пишет: Не ..
Бийчанин пишет:
цитата:
Не совсем понятен вопрос. Если имеете ввиду какой знак на фото, то он соответствует знаку приведенному в начале данной темы.
Имел в виду что означал дореволюционный знак в виде щитка дружинников,фото с которым Вы приводили,когда говорили,что его присутствие на фото до ГВ свидетельствует,что знака дружин не было. Знак ученика семинарии,какого-то религиозного общества и проч?
Отправлено: 27.06.11 17:07. Заголовок: Бийчанин пишет: Вы ..
Бийчанин пишет:
цитата:
Вы думаете что тираж знака был таким большим, что его изготавливали в нескольких местах?(Технологию изготовления знаков представляете?)
Имел в виду,что знаки могли изготавливаться как кустарным способом,так и на заказ в частных мастерских.Отсюда разнообразие дизайна и отсутствие единого образца.
Бийчанин пишет:
цитата:
Почему же до наших дней их не дошло ни одного. Я имею ввиду гарантировано определенного знака.
По-моему на сэмлере или в чьем-то блоге (не помню точно) видел видео найденного в Томской области знака "черным копателем".Конечно,на это можно сказать-инсценировка или что найден он был не там совсем.Но ведь есть воспоминания.Зачем мемуаристам врать?
Бийчанин пишет:
цитата:
Где фото с данными знаками?
Увы,время...А Вы хоть одно фото дружинника видели?Мы много чего уже не увидим на фото и документах,но это не означает что этого не было.
Притягиваете за уши к Сибири.Это может быть просто вариант креста "13 мая 1919 года".Вот и все.В условиях почти полного отсутствия контроля за единообразием знаков и наград вариантов одной и той же награды или памятного знака было превеликое множество.И в первую очередь это относится к северо-западу и западу.Вариантов креста Булака или наград Западной Добрармии было больше ,чем официально утвержденных наград.Кто-то делал знаки кустарно своего особого образца в Зальцведеле,кто-то уже на северо-западе,кто-то после отступления в лагере для интернированных в Германии,А кто-то заказал в хорошей частной мастерской в Берлине.Сколько вариантов знака для ударных частей ЗДА Вы видели или знака для партизанских частей ЗДА?Некоторые "полевые командиры" сами вводили свои награды и знаки,про многие из которых мы вообще не знаем.Наверное,Анненков когда вводил Партизанский крест думал:"Надо бы согласовать со всеми и получить одобрение,чтобы все было отражено в документах".Конечно нет.А Партизанский крест тем не менее существовал.
цитата: Не совсем понятен вопрос. Если имеете ввиду какой знак на фото, то он соответствует знаку приведенному в начале данной темы.
Имел в виду что означал дореволюционный знак в виде щитка дружинников,фото с которым Вы приводили,когда говорили,что его присутствие на фото до ГВ свидетельствует,что знака дружин не было. Знак ученика семинарии,какого-то религиозного общества и проч?
Я всего лишь имел ввиду что приведенный знак в начале темы соответствует знаку изображенному на фото. Что он означает не знаю. Но фото доказывает на 100% что приведенный знак существовал до революции. Судя по воспоминаниям существовали знаки дружины, но .................!!!!!! Описание у них другое.. Замет-те когда я высказался первый раз я всего лишь сказал
цитата:
Выше опубликованный знак к дружине Святого Христа НИКАКОГО отношения не имеет. Заблуждение гуляющее по интернету.
Замет-те когда я высказался первый раз я всего лишь сказал
То есть Вы имеете в виду,что знак был второго образца,известный только по рисункам? Енборисов четко пишет о щите.Мое мнение-знак дружин повторял аналогичный дореволюционный знак духовного содержания,но неизвестного статута и названия. За это спасибо,ценное дополнение к теме. А приведенный КОНКРЕТНО ЭТОТ знак в начале раздела может быть и современной репликой,с этим никто не спорит.
Отправлено: 27.06.11 23:31. Заголовок: То есть Вы имеете в ..
цитата:
То есть Вы имеете в виду,что знак был второго образца,известный только по рисункам?
Не понял по каким рисункам? Есть упоминание но не конкретное описание (форма щита, размеры, расположение креста, надписи и.т.д.) Найдите у Енборисова где указаны признаки щита? А Рудиченко я отписал, но он пока молчит. Кстати перечитайте второй топик
цитата:
отличавшихся от других подразделений нашитым на мундире восьмиконечным крестом
Отправлено: 28.06.11 01:39. Заголовок: См. к примеру изобр..
цитата:
См. к примеру изображение на Колчакии в соотвествующей теме по дружинам.
Посмотрел на Колчакии там ссылка на: Петерс Д.И. Материал к истории наград периода Гражданской войны и Белого движения 1918-1922 гг. Филадельфия, 1996. С.31. Посмотрел Петерса.......................... к сожалению ничего подобного у него не нашел. Посмотрел Чичикалова, у него есть описание, но к сожалению нет ссылок откуда он это описание взял.
Отправлено: 10.07.11 15:23. Заголовок: в Омске распологался..
в Омске распологался Военный комитет по вербовке мусульманских добровольческих дружин Зеленого знамени. 14 сент 1919 г. оттуда в Новониколаевск прибыл Абдул-Кадыр Курбанов, который вел агитацию за вступление в дружину. Биржевой комитет пожертвовал на эти цели 399 тыс. руб, 15 тыс. руб. частных пожертвований. Мусульмане выдвинули условия: готовы служить, но необходимо признание культурно-национальной автономии, освобождение членов Центрального управления мусульман от воинской службы, назначение военных имамов, сформирование в частях отдельных мусульманских рот и полков // "Сибирская жизнь", 27 сент 1919 г.
Отправлено: 10.07.11 17:41. Заголовок: Сибирецъ пишет: в О..
Сибирецъ пишет:
цитата:
в Омске распологался Военный комитет по вербовке мусульманских добровольческих дружин Зеленого знамени. 14 сент 1919 г. оттуда в Новониколаевск прибыл Абдул-Кадыр Курбанов, который вел агитацию за вступление в дружину. Биржевой комитет пожертвовал на эти цели 399 тыс. руб, 15 тыс. руб. частных пожертвований. Мусульмане выдвинули условия: готовы служить, но необходимо признание культурно-национальной автономии, освобождение членов Центрального управления мусульман от воинской службы, назначение военных имамов, сформирование в частях отдельных мусульманских рот и полков // "Сибирская жизнь", 27 сент 1919 г.
В указанном Вами номере газеты "Сибирская жизнь" нет ничего про мусульманских добровольческих дружин , имеется материал про запись в Новониколаевский батальон московского св. Креста полка; сообщается, что запись идёт успешно… Сообщается, что "Число пожертвований в пользу дружин св. Креста превысило 15000 руб., не считая 300 тысяч, пожертвованных новониколаевским биржевым комитетом дружинам св. Креста вместе с другими добровольческими организациями". Прошу уточнить источник.
Опа! Спасибо, коллега! Эту цитату употребил в своей книге "Новониколаевск в годы революции, гражданской войны и военного коммунизма" В.Г. Кокоулин. Сноска по цитате отправляет читателя к этому номеру Сибирской жизни. М.б., Вы не внимательно прочитали?
Эту цитату употребил в своей книге "Новониколаевск в годы революции, гражданской войны и военного коммунизма" В.Г. Кокоулин. Сноска по цитате отправляет читателя к этому номеру Сибирской жизни. М.б., Вы не внимательно прочитали?
Именно прочитав эту книгу я проверил ссылку, просмотрев эл. версию номера газеты на сайте НБ ТГУ. Номер смотрел весьма внимательно, т. к. там имеются весьма ценные сообщения о приказе Дитерикса - начальника штаба верховного главнокомандующего № 1107, гор. Омск, 20 сентября 1919 г. о разного рода бесчинствах по отношению к ни в чём не повинным мирным жителям, в котором предусмотрены меры по борьбе с этим явлением, и нек. другие материалы.
Сообщение: 347
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 11.07.11 21:26. Заголовок: Алексей Елисеенко пи..
Алексей Елисеенко пишет:
цитата:
Продолжим наконец
Шикарный документ. В полный рост на пулеметы... Собственно, после этого бесполезно выяснять, у кого режиссеры бр.Васильевы взяли сцену "психической атаки". И шёлковые (!) банты это тоже красиво, да. Судя по стилю, это фронтовая газета?
Сибирецъ пишет:
цитата:
Все ясно. Вопрос к автору.
Должно быть, спутано число.
Кстати, при просмотре Енборисова обнаружилась еще интересная фраза:
цитата:
идущие под Св. Крестом несут Миру мир... обязались быть до конца своей жизни верными идее освобождения Св. Руси от дьявола, и сохранить в полной и неприкосновенной чистоте свое знамя -Св. Крест, который они прикрепили на своей чистой Русской груди, и прежде чем идти в бой, получали благословение пастырей духовных, давая это знаменательное обещание и отречение от сведения личных счетов. Это же делали и мусульмане перед своим Св. Кораном, вставая под знак "Зеленого Знамени", прикрепив Его на своей груди...
То есть, надо полагать, существовал еще и знак "Зеленого Знамени" -- по типу Святого Креста.
Отправлено: 12.07.11 14:41. Заголовок: и сохранить в полной..
цитата:
и сохранить в полной и неприкосновенной чистоте свое знамя -Св. Крест, который они прикрепили на своей чистой Русской груди
1 читайте внимательно: " своё знамя тире Св.крест." Думаю не надо объяснять что в Русском языке обозначает в данном примере тире. 2 думаю это либо метафора либо крест мог быть вырезан из ткани и пришит на груди, что скорее всего. ИМХО
Сообщение: 381
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 09.09.11 04:13. Заголовок: Из донесения командо..
Из донесения командованию 3-й армии. 9 июня 1919 г. "С бронированного парохода "Ливадия" перебежал матрос в штаб 28-й дивизии. По Каме поставлено 4 ряда мин. Камская флотилия - около 30 судов - сосредоточена у Галева, где противник производит переброску пехоты на левый берег Камы. Здесь же действовали полки Иисуса Христа и Пророка Ильи. Комбат подпоручик Веселов. Много духовенства". К.И.Куликов, "В боях за Советскую Удмуртию". Ижевск, 1983. с.240.
Кстати, если у кого-то в местной библиотеке есть эта книга, очень прошу отсканировать - это самое полное издание, описывающее бои за Ижевск в 1918-19 гг.
Спасибо,Николай!Отличная информация.Давно ничего не попадалось про эти полки дружинников. Единственно,что настораживает-полки эти по всем источникам начали формироваться в августе и считается,что первым подразделением дружинников,принявшим бой была 1-я Омская Дружина Святого Креста,а здесь начало июня 1919 г?!
Сообщение: 382
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 09.09.11 06:19. Заголовок: Ну, может, это были ..
Ну, может, это были не полки, а какие-нибудь "предшественники", которые полками стали впоследствие? А может, полки просто так названы, а дружинами они не были. Да, июня. В книге точно указано.
Отправлено: 09.09.11 15:48. Заголовок: мир пишет: Ну, може..
мир пишет:
цитата:
Ну, может, это были не полки, а какие-нибудь "предшественники", которые полками стали впоследствие? А может, полки просто так названы, а дружинами они не были. Да, июня. В книге точно указано.
Сообщение: 408
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 14.10.11 23:54. Заголовок: Вот, кстати, еще одн..
Вот, кстати, еще одно доказательство того, что полк Иисуса Христа воевал весной 1919 г. на Каме:
цитата:
"В лагерь военнопленных в Уржуме попали хорошо одетые и обутые юноши от 17 до 20 лет, дети русских белогвардейцев, находящихся на службе военного ведомства Соединенных Штатов Америки. Их послали в Сибирь для шпионажа. С ними были и молодые солдатыиз частей "Иисуса Христа", созданных церковнослужителями из кулацкой молодежи. Встречались "ратницы" из частей "девы Марии" - женщины и девушки в монашеских платьях, занимавшиеся контрреволюционными делами"
С.Г.Дурасов. Армия социалистического просвещения.//В пороховом дыму. Сб.воспоминаний участников Гражданской войны в Прикамье. Пермь, 1961. с.118.
Сообщение: 81
Зарегистрирован: 17.09.10
Откуда: РФ, Новосибирск
Репутация:
0
Отправлено: 15.10.11 01:46. Заголовок: Кстати. а все это не..
Кстати. а все это не "кулацкие" добровольческие дружины Северной группы Пепеляева? которы вроде бы формировали при каждом полку северной группы? Упоминания этих церковных частей встречал гдето в районе Перми. Хотя где только их не указывают.. Собрать бы в список все упоминания..
Отправлено: 16.10.11 04:17. Заголовок: Еще один вариант стя..
Еще один вариант стяга Дружин Святого Креста,фото из журнала "Безбожник" (любезно предоставлено В.Цветковым).Знамя хранилось (по крайней мере раньше) в фондах Музея истории религии и атеизма (в Казанском соборе С.-Петербурга).
Отправлено: 18.10.11 01:14. Заголовок: Встретил в газете ..
Встретил в газете "Власть Труда" за 1926 год заметку о приговоре суда над бывшим участником дружины "Св. Креста" Степаненко. При перепечатывании мог что-то перепутать, т. к. по скану сами можете убедиться, что текст не очень разборчив.
"Советский суд. Неисправимый белобандит. Вчера в уголовном отделениии губсуда закончилось слушанием дело белобандита Степаненко (он же Логутенков, он же Кутрап, он же Чмыхов). Степаненко в 1919 г. в Омске добровольно вступил в боевую дружину «Св. Креста» под руководством кн. Голицина. Здесь он был назначен начальником строевого отдела по формированию дружин «Св. Креста». Затем он стал начальником Каменского контр-разведывательного пункта. Степаненко был руководителем каменской «Варфоломеевской ночи», во время которой были зверски зарублены и заколоты 48 заключенных в Каменской тюрьме. При Советской власти Степаненко присоединился добровольно к шайке белобандитов Базаркина и участвовал во всех её налетах. В своё время Степаненко-Логутенков был арестован командующим монгольской армией Хатар-Батар-За?, который передал его в руки советской власти. Заключённый в особый отдел Степаненко бежал, но вскоре был пойман. Уголовное отделение иркутского губсуда приговорило Степаненко к высшей мере наказания — расстрелу". ("Власть Труда", 1926 год, № 1814)
Не за что! Это иркутская газета "Власть Труда" № 9 (1814), 13 января, 1926 год, страница 8. Номера этой газеты, с 1918 по 1930 гг. выложены здесь - "Власть Труда"
Отправлено: 20.10.11 19:15. Заголовок: мир пишет: "В б..
мир пишет:
цитата:
"В боях за Советскую Удмуртию". Ижевск, 1983. с.240.
Кстати, если у кого-то в местной библиотеке есть эта книга, очень прошу отсканировать - это самое полное издание, описывающее бои за Ижевск в 1918-19 гг.
Спустя пять лет там же вышло еще одно, более общее (мягко говоря) издание, которое есть в сети - "Гражданская война в Удмуртии 1918-1919. Сборник статей", но - http://depositfiles.com/files/vjue6o12u
Спустя пять лет там же вышло еще одно, более общее (мягко говоря) издание, которое есть в сети - "Гражданская война в Удмуртии 1918-1919. Сборник статей"
Это совершенно иная книга. "В боях" - это именно история военных действий на территории Удмуртии, а данный сборник про внутреннюю политику.
Отправлено: 20.12.11 16:40. Заголовок: Отрывок из воспомина..
Отрывок из воспоминаний Ф.Я. Глазкова - члена главного штаба партизанской Красной Армии Мамонтова:
"Из Змеиногорска на помощь белым воинский начальник уезда полковник Арфенов {правильно - "капитан Орфенов"} направил части Змеиногорского гарнизона и добровольцев из кулаков и арендаторов Катковской степи (староверов-молокан). Всего их было более 400 человек под командованием прапорщиков Волженина, Ласковского, Серенко, Щербинкина, которые остановились в с. Локоть. В то время они не знали, что в Рубцовке белые разгромлены. Мамонтов посылает 4-й Семипалатинский полк в с. Локоть. Партизаны напали внезапно, прижали белых к Алею. Остатки этой банды пробирались на Змеиногорск". (газета "Коммунистический призыв", г. Рубцовск, 8 апреля 1967 г.)
Добровольческое движение Барнаул. 1 октября (РТА). Крестоносное добровольческое движение, начавшееся в Омске и Ново-Николаевске, проникло в Барнаул. В праздник Воздвижения во всех храмах города были совершены крестные ходы на соборную площадь, где православные, старообрядцы и мусульмане вознесли моление о даровании победы над большевиками. На собрании союза приходских советов единогласно принято постановление об открытии в Барнауле отделения Братства Святителя Гермогена, началась запись в дружины «Святого Креста». Русская армия. № 213. 3 октября 1919
Сообщение: 646
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
0
Замечания:
Отправлено: 28.05.12 04:28. Заголовок: Кстати, в воспоминан..
Кстати, в воспоминаниях советских партизан часто встречается сюжет, как они боролись в конце 1919 г. с дружинами Святого Креста в деревнях, причем их бойцов они называют "крестовиками". Хотелось бы узнать, не спутали ли он дружины Святого Креста с дружинами крестьянской самообороы, которую формировали колчаковцы?
Отправлено: 28.05.12 04:46. Заголовок: мир пишет: Кстати, ..
мир пишет:
цитата:
Кстати, в воспоминаниях советских партизан часто встречается сюжет, как они боролись в конце 1919 г. с дружинами Святого Креста в деревнях, причем их бойцов они называют "крестовиками". Хотелось бы узнать, не спутали ли он дружины Святого Креста с дружинами крестьянской самообороы, которую формировали колчаковцы?
Коллега Барнаулец в какой-то из веток здесь приводил выдержки из газет,что в Барнауле и уезде отряды крестьянской самообороны формиовались как раз под гидой "крестоносного движения",если не ошибаюсь.
религиозных полков в приказах и прессе не встречал, зато в воспоминаниях красных командиров они встречаются. Н. Кондратьев. Начдив Владимир Азин. М. 1968г. С.168. Полк имени «Иисуса Христа» в атаку вел поп, весь в золоте, в левой руке крест, в правой маузер. В. Ладухин. Азин. М. 1967 г. С.85.после освобождения Елабуги Азин оказался в эскадроне 28 кавполка. Когда конники окружили потрепанный батальон из полка Ильи пророка», белые, сбившись в кучу, продолжали отбиваться. Вдруг вперед выскочил карьером Азин, поднял руку, крикнул: «Я – начдив Азин. Сдавайтесь, сохраню жизнь! И стрельба замолкла.
Кесарев и др. Особая бригада. Москва. 1962 г. С.140. С утра 1 июня 7-й Кузнецкий полк, усиленный «иисусовым воинством», и 1-й Сибирский сводный офицерский полк начали наступление. Основной удар белые направили на деревню Ярасы, вокруг которой и закипел кровопролитный бой. Одна за другой следовали непрерывные атаки, с трудом отбиваемые 22-м Кизеловскнм полком
Наша газета (Омск). 1919 г. Редактор Вс. Н. Иванов. 19 августа.
Настала и наша очередь встать на защиту своей веры. Для этой цели и будут образовываться дружины Святого Креста. Так эти дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за власть, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство. В дружинах Святого Креста кроме обыкновенной воинской повинности, должны быть особые порядки. Брань, пьянство, нечестность не могут иметь место среди тех, которые приняли на себя крест. Не должно быть и грубых отношений между начальниками и подчиненными. В таких отрядах, при строгой дисциплине в них, все братья и потому отношения между начальниками и подчиненными могут быть только братские. В дружины святого Креста могут записываться все, как подлежащие мобилизации так и не призываемые. Могут записываться в них и состоящие на действительной службе солдаты и офицеры, но, разумеется, оставаясь в своих частях, чтобы в них, с разрешения начальства образовывать свои крестоносные группы. В дружины Святого креста могут записываться также и женщины для несения санитарной, хозяйственной и обозной службы. В Дружины могут поступать все верующие христиане, к какому исповедыванию они бы не принадлежали. В дружинах Святого Креста они будут сражаться бок о бок с братьями по духу и потому могут быть спокойными, что не будут преданы и оставлены ранеными на поле битвы. В крестовой рати не будет ни воровства, ни мордобойства, ни предательства.
10 сентября. В крестоносных дружинах трудовой день начинается в 6 часов утра. В 6 часов все уже на ногах. Следует молитва, затем чай и строевые занятия. В строю строгая военная дисциплина. Вне строя – отношения простые. Кого только нет в дружинах; юноши, пожилые старики. Вятичи, пермяки, казанцы. Все связаны одним желанием – спасти Россию и сломить большевиков. В 11 часов строй кончается. После него обед, затем перерыв и снова занятия до 6 часов вечера, после чего ужин. До сна в свободное время читают книги, газеты. Нет в этот время ни праздного шума, ни ругани. В 9 часов поверка и все отходят ко сну. Старообрядческий комитет по формированию крестоносных дружин отправляется в поездку по городам и крупным селам Сибири для вербовки дружинников.
21 сентября. Смотр дружин. 18 сентября в час дня перед кафедральным собором состоялось всенародное молебствие. Народу была полна площадь. После него был проведен первый смотр первых Омских православных дружин Святого Креста и мусульманских – «Зеленого знамени». Прибыли генералы: Дитерихс, Хорошихин, Дутов, Голицын. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники. Православны с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, мусульмане – со звездой и полумесяцем на шапке и рукаве. В первых рядах этой дружины шел инициатор крестоносного движения унтер-офицер профессор Болдырев.
25 сентября. Освящение стяга дружин крестоносцев состоится в старообрядческом молитвенном храме ( угол Иркутской и заводской) 27 сентября в 10 часов утра.
7 ноября. Историческое совещание. 1 ноября в зале Георгиевской думы состоялось заседание совещания при начальнике добровольческих формирований генерале Голицыне. Председательствовал профессор Болдырев. Присутствовали: Вологодский и др. В два с половиной часа дня прибыл Колчак. Болдырев сказал речь. «В эти тяжелые дни и, может быть, роковые дни, все должны объединиться для обороны Омска. Бежать на восток и постыдно и бесполезно. Все равно погибнешь в беспредельных просторах Сибири от голода, холода или тифа. Омск имеет огромные ресурсы для обороны – живую силу, оружие, снаряжение и прочее и только паника мешает это видеть. Нужно побороть панику – в этом первая наша задача».
Прибыли генералы: Дитерихс, Хорошихин, Дутов, Голицын. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники. Православны с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, мусульмане – со звездой и полумесяцем на шапке и рукаве.
Отправлено: 17.08.12 22:57. Заголовок: Вот этот парад напом..
Вот этот парад напомнил продукцию Политиздата (обсуждали в теме о роговцах). Автор повествования об Анатолии (как комиссаре) не стал сильно напрягаться с дружинниками и делить их, а просто "изобрел" дружину "Зеленого креста"
Кесарев и др. Особая бригада. Москва. 1962 г. Это книга трех авторов, воевавших в особой бригаде на командных должностях. Описан боевой путь 21, 22 и 23 полков со дня их создания, до вхождения их 51-ю стрелковую дивизию, на основе своих воспоминаний и архивных документов, в основном РГВА.
Сообщение: 943
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
-1
Замечания:
Отправлено: 05.09.12 21:18. Заголовок: Вот это фото часто а..
Вот это фото часто атрибутируется как знамя Дружины Святого Креста.
А в книге Я.Тинченко "Новітні Запорожці. Березень 1917 - квiтень 1918" атрибутация такая: "Прапор 1-го Українського козацького полку ім. Б. Хмельницького, зворотний бік. Травень 1917 р." Вторая сторона.
Сообщение: 1001
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
-1
Замечания:
Отправлено: 12.11.12 02:39. Заголовок: В одном выступлений ..
В одном выступлений активиста Союза воинствующих безбожников встретилось:
"Во время гражданской войны православное духовенство Урала и Сибири собирало специальные полки, которые шли против Красной Армии в надежде запугать красноармейцев при помощи иностранцев снабжало эти полки винтовками и пулеметами. Такие полки создавались очень больше, в количестве до 700 человек. В ставрополье старробрядчеством был создан полк Богородицы и т.д."
Другое дело, что это активист воронежского Союза безбожников. Что он там мог знать о Сибири...
Отрывок из воспоминаний Ф.Я. Глазкова - члена главного штаба партизанской Красной Армии Мамонтова:
"Из Змеиногорска на помощь белым воинский начальник уезда полковник Арфенов {правильно - "капитан Орфенов"} направил части Змеиногорского гарнизона и добровольцев из кулаков и арендаторов Катковской степи (староверов-молокан). Всего их было более 400 человек под командованием прапорщиков Волженина, Ласковского, Серенко, Щербинкина, которые остановились в с. Локоть. В то время они не знали, что в Рубцовке белые разгромлены. Мамонтов посылает 4-й Семипалатинский полк в с. Локоть. Партизаны напали внезапно, прижали белых к Алею. Остатки этой банды пробирались на Змеиногорск". (газета "Коммунистический призыв", г. Рубцовск, 8 апреля 1967 г.)
19 мая коротко поговорил с директором Екатерининской школы (Третьяковский район). Он вспомнил, что его предшественники собирая "устную историю" села Екатерининское, записали имя прпорщика Волженина. "Гаврей" звали его в родном селе. Он сбросил в 1918 году в Змеиногорске в старый шурф шахты руководителя местной коммуны. По рассказам старожилов Гаврю Волженина расстреляли в 1920 году. Что подтвердил и казахстанский ДКНБ - http://www.vse-adresa.org/book-of-memory/bukva-2/name-51/surname-45/repression-8
Волженин Антон Сидорович, род. 1875, Томская губ., русский. Единоличник, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 6.02.1930. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 19.06.1930 пост. 58-11 УК к ВМН. Расстрелян 22.07.1930 в г. Рубцовске. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 18.09.1989.
Волженин Ксенофонт Ерофеевич, род. 1864, Томская губ., русский. Единоличник, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 8.02.1930. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 27.03.1930 по ст. 58-10 УК к адм. высылке на жительство в Туруханский край. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 5.10.1989.
Волженин Федор Савельевич, род. 1905, Томская губ., русский. Крестьянин, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 21.12.1929. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 19.06.1930 по ст. 58-11 УК к ВМН. Мера наказания изменена этим же органом 10.10.1930 на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 18.09.1989.
Волженин Фома Антонович, род. 1902, Томская губ., русский. Единоличник, с. Екатериновка Рубцовского р-на. Арестован 6.02.1930. Осужден Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибкраю 19.06.1930 по ст. 58-11 УК к ВМН. Расстрелян 22.07.1930 в г. Рубцовске. Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 18.09.1989.
Отправлено: 01.07.13 17:21. Заголовок: Иркутская дружина Св..
Иркутская дружина Святого Креста или ее часть 15 декабря 1919 года была отправлена в Красноярск. Кто то успел доехать и попал под суд зимой 1920 года. Попалось дело одного из участников дружины.
Сообщение: 1288
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
-2
Замечания:
Отправлено: 20.03.14 02:41. Заголовок: Для этой цели и буду..
Для этой цели и будут образовываться Дружины Св. Креста. Так эти дружины называются потому, что вступающие в них, в строю, носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борятся не за класс, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.
Наша газета. Омск. №3, 19 августа 1919 г.
В ОМСКЕ
Старообрядческие собрания в Омске
Большое оживление в старообрядческом мире, старообрядцы всколыхнулись, проснулись и насторожились. На первом же собрании была открыта подписка в пользу солдат Воткинского конного дивизиона, и сегодня везут в Святую Воткинскую дивизию от имени старообрядцев несколько пудов монпасье и чай. Вышивается шелковый стяг с Нерукотворным Спасом для дружины Крестоносцев-старообрядцев.
Наша газета. Омск. №9. 27 августа 1919 г.
НОВАЯ АРМИЯ
Последние дни дали свыше 4000 добровольцев в крестовые дружины и мусульманский отряд под знаменем пророка.
У КРЕСТОНОСЦЕВ
Старообрядческий комитет дружин Крестоносцев выезжает в поездку по городам Сибири для скорейшего формирования дружин.
Наша газета. Омск. №16. 5 сентября 1919 г.
Смотр дружинам Св. Креста
По поводу крупных успехов и издания Верховным Правителем грамоты о созыве Государственного Земского Совещания, 18 сентября, в 1 час дня, состоялось на площади, перед кафедральным собором, всенародное молебствие.
...После молебствия был произведен смотр первых Омских православных дружин Св. Креста и Мусульманских - "Зеленого Знамени".
Торжество началось еще в соборе, до молебна. Там, освященный зеленый шелковый стяг Дружины Св. Креста, с изображением на нем ополченского Креста, с золотыми словами: "За веру и отечество" - вручен был знаменосцу.
...Ген. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники: православные - с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, и мусульмане - со звездой и полумесяцем на шапках и рукаве. После смотра, один из священников благославил командира 1-й роты Дружины Св. Креста иконой Св. Николая, копией чудотворной иконы, что на Никольских воротах Московского Кремля.
Наша газета. №32. 21 сентября 1919 г.
СЧАСТЛИВЫЙ ПУТЬ
чера Омск отправил второй батальон крестоносцев на фронт. Особый дух у этих войск! Несмотря на то, что крестоносцы провели вместе немного дней, чувствуется прочная спайка. Есть здесь и старые люди - плотные землеробы с поседевшими бородами и совсем юные - почти мальчики. Хороша внешняя выправка. Чувствуется сознательная дисциплина. Спаяны и сплочены мусульманские части. На шапке - небольшой, белый осьмиконечный крест, на груди зеленый щиток также с изображением креста. У мусульманских частей кокарда и зеленая на рукаве повязка с изображением полумесяца и звезды. Проводы были трогательны и сердечны. Были речи, звучали в их сыздетства знакомыя и дорогие струны... На проводах много публики, взволнованной и растроганной. Были минуты, напоминавшие общенародный подъем начала войны с Германией.
Наша газета. Омск. №32. 21 сентября 1919 г.
Крестовый поход
Сегодня уходит на фронт второй батальон крестоносцев. Собры кончены. Одеты все по-походному. Ждут только команды.
...Около двух часов дня крестоносцы выстроились на улице. Две роты русских и две роты мусульан. У русских - осьмиконечный крест на шапке и крест на груи. У мусульман - зеленая кокарда и зеленая на рукаве повязка с изображением звезды и полумесяца. У многих цветы на петлицах и шапках: сказалась чья-то забота и ласка.
Команда: Смирно! И все замерло. Новая команда: На караул! Взметнулись винтовки и застыли. Из дверей вынесли знамя, повитое цветами. Оркестр грянул встречу. Вытянулись в толпе военные, с рукой у козырька. Все отают честь знамени - образу Родины.
Потом широко полились торжественные, молитвенные звуки гимна "Коль славен наш Господь в Сионе".
Наша газета. Омск. №34. 23 сентября 1919 г.
ОСВЯЩЕНИЕ СТЯГА
Освящение Стяга Дружины Крестоносцев состоится в Старообрядческом Молитвенном храме (уг. Иркутской и Заводской) 27 сентября в 10 час. утра.
Наша газета. Омск. №36. 25 сентября 1919 г.
...Еще больший успех имела проповедь крестоносного движения в Барнауле. Местный Биржевой Комитет пожертвовал до 400.000 рублей для формирования добровольческих дружин. Дала значительные результаты запись в добровольческие дружины среди мусульман. 4000 турецких пленных вступили добровольцами в отряды Зеленого Знамени. ...Земское Собрание в Бийске, сплошь состоявшее из сибиряков-крестьян, постановило немедленно командировать делегатов по волостям - для вербовки крестьян в дружины Св. Креста. Небезынтересно упомянуть, что в Барнауле и Бийске многие даже не знают, какой национальный флаг России, а в Бийске не нашлось, несмотря на все усилия, даже материи для флага.
Добровольчество на Алтае // Наша газета. Омск. №63. 23 октября 1919 г.
Последнее улыбнуло. 4000 турецких добровольцев. "Военнопленные-наемники", да.
Вообще, тема дружин Святого креста самая популярная в газете, в каждом номере о них упоминалось, это только некоторые отрывки. Полностью читать газету тут.
Отправлено: 14.01.15 16:29. Заголовок: В 1919 г. в д. Степн..
В 1919 г. в д. Степной Чумыш (Ельцевская волость Кузнецкого уезда Томской губернии) была создана дружина "Святой Крест". Ее начальником был Федор М... Альшанин.
Отправлено: 23.02.15 23:51. Заголовок: Может кому-то пригод..
Может кому-то пригодится. 1 октября 1919г. в Омске умер рядовой дружины Св. Креста из граждан Пермской губернии, Красноуфимского уезда Андрей Михайлович Рыжков (30л.) от сыпного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.210. 18 октября 1919г. в Омске умер солдат дружины Св. Креста из граждан Пермской губернии, Оханского уезда Ефим Дмитриевич Мелехин (46л.) от брюшного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.218. 20 октября 1919г. в Омске умер доброволец дружины Св. Креста из граждан Вятской губернии, Глазовского уезда Николай Ожегин (34г.) от сыпного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.220. 22 октября 1919г. в Омске умер доброволец дружины Св. Креста из граждан Уфимской губернии, Бирского уезда Степан Степанович Банников (29л.) от возвратного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.221. 28 октября 1919г. в Омске умер солдат дружины Св. Креста из граждан Вятской губернии, Глазовского уезда Никита Алексеевич Власов (33г.) от сыпного тифа. ГИАОО, ф.16, оп.11, д.095, л.224. Информация любезно предоставлена С.Парфеновым. География достаточно интересная-в основном Пермская и Вятская губернии.
Сообщение: 1418
Зарегистрирован: 21.09.10
Откуда: Воронеж
Репутация:
-3
Замечания:
Отправлено: 29.01.17 17:57. Заголовок: Из стенограммы совещ..
Из стенограммы совещания Уралистпарта по истории 23-го Верхне-Камского полка от 18.01.1933
ДАВЫДОВ. Тут товарищи забыли указать основные моменты, как разбили колчаковскую флотилию на реке Каме в устье реки Чусовой.[...] Это была Ижевская и Воткинская флотилия. Впоследствии это был Ижевский Морской флот и мы [после еще] дрались на реке Иртыше. Там разбили окончательно.
Они это бросили и эта вода сама по себе подожгла эти баржи. На наших глазах эти баржи горели. Люди кричали о помощи, но нам не на чем было переехать в Каму. А в устье реки Камы и Чусовой в этом месте довольно широко полтора километра.
[...]
Из Левшино эти части ушли по направлению к Перми все по этой горнозаводской линии, а остальные ушли в Пермь.
Что оказалось? Когда пришли в Левшино из допроса местного населения выяснилось, что в баржах были дети, женщины, красноармейцы, были просто заподозренные арестованные, словом всякого сословия. Флот их пришел из Чердыни сверху, чтобы идти вниз. Они в Соликамске оставили очень много из ружья, они должны был в баржи погрузить патроны, продовольствие, рыбу соленую, мясо, все это продовольствии они оставили в Левшино, не могли вывезти. Я рассказываю коротко эту историю так это получилось. Теперь позднее мы встретились с этими моряками, они были в черных шинелях Воткинско-Ижевские на реке Иртыше, там где татарские юрты и там на берегу разбили эту Воткинско-Ижевскую дивизию. Это был священный полк, исключительно из священников и дьяконов. Разбили на голову в Иртыше часть утонула, а часть подохла в лесу, больше их нигде не видали.
Когда горела баржи и пароходы с арестованными, люди гибли на наших глазах, но помощь мы дать никак не могли. Народу как потом выяснилось, было тыс.5. 5-6 барж и 7 пароходов. Были ли все полностью загружены – мы не знаем. Баржи сгорели, пароходы сгорели, часть утонула...
ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.35.Л.37-39.
Из донесения командованию 3-й армии. 9 июня 1919 г.
"С бронированного парохода "Ливадия" перебежал матрос в штаб 28-й дивизии. По Каме поставлено 4 ряда мин. Камская флотилия - около 30 судов - сосредоточена у Галева, где противник производит переброску пехоты на левый берег Камы. Здесь же действовали полки Иисуса Христа и Пророка Ильи. Комбат подпоручик Веселов. Много духовенства".
К.И.Куликов, "В боях за Советскую Удмуртию". Ижевск, 1983. С. 240.
"В лагерь военнопленных в Уржуме попали хорошо одетые и обутые юноши от 17 до 20 лет, дети русских белогвардейцев, находящихся на службе военного ведомства Соединенных Штатов Америки. Их послали в Сибирь для шпионажа. С ними были и молодые солдаты из частей "Иисуса Христа", созданных церковнослужителями из кулацкой молодежи. Встречались "ратницы" из частей "девы Марии" - женщины и девушки в монашеских платьях, занимавшиеся контрреволюционными делами"
С.Г.Дурасов. Армия социалистического просвещения.//В пороховом дыму. Сб. воспоминаний участников Гражданской войны в Прикамье. Пермь, 1961. С. 118.
Пока вырисовывается примерно такая картина - в первой половине 1919 г. неизвестно каким решением были сформированы полки Иисуса Христа, Пророка Ильи и Девы Марии из религиозной и крестьянской молодежи, которые сражались на Пермском направлении вместе с Камской флотилией. Не исключено, что оттуда их снабдили черными шинелями. Воевали недолго, разбили их быстро. Черное одеяние и религиозные названия дали жизнь легенде о том, что этих частях воевали исключительно священники. Непонятно, что имеется в виду под черными шинелями - просто черные пехотные шинели или морские ли? Последние могли попасть от флотилии, а могли быть захвачены и в Перми - там, по красным воспоминаниям, был морской склад, откуда морские шинели получали некоторые мобилизованные части. Передать такую форму свежеприбывшим пополнениям было бы логично.
Жаль, что у нас нет никаких данных с обратной стороны.
Мобилизационно-организационный отдел Военного министерства телеграммами от 11 и 15 октября с.г., разъяснил, что переходы солдат из частей войск в дружины Святого креста и в Мусульманские части Зеленого знамени, не разрешается. Приказ № 360 от 23 окт. 1919 г. по гарнизону г. Томска.
Все даты в формате GMT
8 час. Хитов сегодня: 246
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет