On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 174
Зарегистрирован: 30.07.21
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.25 17:44. Заголовок: История Дальневосточного конного завода и Забайкальских Военных Конных Заводов (ВКЗ) В конце XIX ве


История Дальневосточного конного завода и Забайкальских Военных Конных Заводов (ВКЗ)

В конце XIX века Михаил Янковский – известный на Вальнем Востоке промышленник, коммерсант и исследователь. Начав дело с единственного жеребца Атамана (от томской матки и забайкальского жеребца) и десяти кобылиц, он открывает первый в Уссурийском крае конный завод. Но Янковский усиленно работал над улучшением породы. В 1891 году в Томске им был приобретён табун в 42 головы. В ноябре 1891 года. М.И Янковский вместе со своим помощником Афанасием Антиповым тронулись на ямщицкой тройке по первому снегу. От Владивостока до Томска 7000 км. Ехали на перекладных. К январю добрались. Закупили 6 жеребцов и 36 кобылиц. Погнали табун своим ходом через всю Сибирь. На Байкале уже образовались полыньи. Едва перебрались. Чудом не утонули, переправляясь через реку Селенгу.Она вскрылась с огромным грохотом, через пол-часа после отчаяной через неё переправы. На плотах сплавлялись по рекам Иногде, Шилке и Амуру. Большое наводнение лишило лошадей корма. На островках разлившихся рек кормили лошадей ивовой лозой. От озера Ханка добирались своим ходом через жуткие болота. Копыта лошадей поразил мокрец… И, наконец, в сентябре 1892 года экспедиция, после беспримерного и тяжелейшего девятимесячного путешествия, вступила на родную землю полуострова Сидеми. За всё время тяжелейшего путешествия потеряли только 3 кобылицы.Томские лошади значительно улучшили новую породу. Таким образом, к началу XX века была выведена особая порода лошадей, отлично приспособленная к дальневосточным условиям.

Сын Михаила Юрий, проработав два года ковбоем техасских прерий, привез из Америки чистокровных лошадей. И калифорнийские кони скоро оправдали себя. Бангор стал чемпионом, выиграл серебряный кубок Владивостока. Он и Тоник дали отличное потомство. Лошади Янковского регулярно участвовали в скачках, проводившихся на Владивостокском ипподроме, чем приносили имению немалый доход.

К 1917 году общее поголовье завода насчитывало 600 лошадей, 100 чистокровных верховых, 100 рысаков, небольшое количество арабских и першеронских, остальные - полукровные для ремонта армии.

К началу 20-го века завод Янковского был не единственным. В целях улучшения лошадей Усурийского казачьего войска организован был еще один завод около станции Голенки. Первоначально завод имел 48 голов: жеребцов верховых, рысистых, полукровных, тяжеловозных пород - 34 головы, маток - верховых пород 11 (в т.ч. две чистокровных), 2 - орловских и одна тяжеловозной породы. Завод выполнял функцию случного пункта.

В 1924 году путем слияния Голенковского и Янковского заводов был организован Дальневосточный Областной Государственный конный завод, который в 1925 году был переведен в село Шкотово, где завод располагал конюшнями на 170 денников, скаковым кругом и ветлазаретом. В соответствии с направлением коневодства, ДВКЗ получил задание разводить лошадей английской верховой, полукровной, орловской и американской рысистыми и тяжеловозной пород. Численность лошадей в 1925 году составила 135 голов.

Орловское отделение завода располагало значительным числом лошадей Хреновского завода, включало 3 жеребца и 20 маток. Два жеребца были чистопородными орловскими: Хамардабан 2.23 1911 г. и Икар 2.18 1911 г. ; орлово-американский метис Властный 2.17. Все три жеребца были сыновьями Нырка зав. Тетюкова.

Чистокровное отделение имело двух производителей довольно высокого класса: один из них - Титаник, 1915 г. - рожден от выводных из Америки Тоника и Голден Белл. Второй - Гранит, 1915 г. рожден в Уссурийском казачьем воийске от Грациани (сын Гальти-Мора) и Шельмы, дочери Шаддока. Матки этого отделения по своему происхожденрию высокого класса: 50% дочери Тоника, 22% - дочери Каруссо (от Гальти Мора) и 28% - дочери выводных жеребцов Бангора, Дуката, Гафиза, Пердиккаса и Гаспара. Дочери Тоника Чадра, Харита, Чайка, Шляхта принимали участие в скачках на ипподроме Владивостока и довольно успешно.

Полукровное отделение состояло из 22-х маток. 7 - доно-калмыцкие, улучшенные чистокровной, 15 происходили от томских кобыл с прилитием верховых пород.

К нормальному штату конный завод должен был подойти к 1930 году. Но завод был реорганизован в Приморскую Государственную заводскую конюшню (ГЗК). БОльшая часть маток была передана в колхозы и совхозы, какая-то часть жеребцов передана в Читинскую ГЗК. Чистокровные лошади переведены в Читинскую область.

В 1933 году в степной части Читинской области для нужд кавалерии и пограничных частей были организованы конные заводы табунного направления - Забайкальские военные конные заводы. Забайкальский конный завод (кончасть - в с. Булум), Бурят-Монгольский (центральная часть - с. Боржигантай, кончасть - с. Усть-Нарин), Ононский конный завод (центральная часть - с. Ононское, кончасть - с. Усть-Ножовая). Их главной задачей было выращивание ремонтной лошади для Красной Армии, а также выращивание улучшателей местной породы для нар. хозяйства. Маточный состав конезаводов был укомплектован местными забайкальскими и улучшенными кобылами, приспособленными к табунным условиям содержания и отличающимися высокой плодовитостью и молочностью. В качестве производителей на начальном этапе использовались жеребцы английской, англо-арабской, стрелецкой, донской, англо-донской пород; позднее – только донские и англо-донские производители, как наиболее полно отвечающие требованиям армии. Чистокровные лошади нашли приют в Бурят-Монгольском конном заводе. В этом заводе использовались производителями Гром и выведенный из Англии Фэнлоу. Лошади проходили испытания на заводских ипподромах, в Чите, в Улан-Удэ, Иркутске... После войны, в 1946-1947 году чистокровные лошади были переданы на восстановление поредевшего чистокровного поголовья, на Украину - в Онуфриевский и Днепропетровский конные заводы. К слову сказать, известный Фабий (отец производителя Фавна) по прямой женской линии является потомком кобылы Штанги 1938 г. (Гром - Шалунья), рожденной и выращенной в Бурят-Монгольском ВКЗ, мать которой - из конного завода Уссурийского казачьего войска.

В 1955 году кавалерия, как род войск, была упразднена. В связи с этим начались сокращения конского поголовья, ликвидация военных конных заводов, и их перепрофилирование. Этого не избежали и забайкальские заводы. Лошадей косяками сдавали на мясокомбинаты. Каких-то лошадей передавали на стоянки. Бурят-Монгольский ВКЗ стал Агинским совхозом, с 1972 - колхоз им. 50-летия СССР, Забайкальский ВКЗ стал Забайкальским овцесовхозом, Ононский ВКЗ - Ононским овцесовхозом, затем - Ононским ОПХ. Но ни люди, ни лошади не исчезли. Лучшую часть сохранили, продолжали вести племенную работу. Но постепенно и всё это сходило на нет.

При создании конефермы в совхозе "Дарасунский" в 1972 году формирование маточного состава происходило за счет этих самых бывших ВКЗ. Среди донских и буденновских маток совхоза не было ни одной привезенной из конных заводов и колхозов Ростовской области. И многие другие хозяйства области пополняли свое поголовье за счет бывших Забайкальских ВКЗ.

В настоящее время окончательно исчезли остатки Забайкальских ВКЗ, но потомков тех лошадей до сих пор можно найти в родословных современных скакунов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 144
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет