|
| |
Сообщение: 174
Зарегистрирован: 30.07.21
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 26.04.25 17:44. Заголовок: История Дальневосточного конного завода и Забайкальских Военных Конных Заводов (ВКЗ) В конце XIX ве
История Дальневосточного конного завода и Забайкальских Военных Конных Заводов (ВКЗ) В конце XIX века Михаил Янковский – известный на Вальнем Востоке промышленник, коммерсант и исследователь. Начав дело с единственного жеребца Атамана (от томской матки и забайкальского жеребца) и десяти кобылиц, он открывает первый в Уссурийском крае конный завод. Но Янковский усиленно работал над улучшением породы. В 1891 году в Томске им был приобретён табун в 42 головы. В ноябре 1891 года. М.И Янковский вместе со своим помощником Афанасием Антиповым тронулись на ямщицкой тройке по первому снегу. От Владивостока до Томска 7000 км. Ехали на перекладных. К январю добрались. Закупили 6 жеребцов и 36 кобылиц. Погнали табун своим ходом через всю Сибирь. На Байкале уже образовались полыньи. Едва перебрались. Чудом не утонули, переправляясь через реку Селенгу.Она вскрылась с огромным грохотом, через пол-часа после отчаяной через неё переправы. На плотах сплавлялись по рекам Иногде, Шилке и Амуру. Большое наводнение лишило лошадей корма. На островках разлившихся рек кормили лошадей ивовой лозой. От озера Ханка добирались своим ходом через жуткие болота. Копыта лошадей поразил мокрец… И, наконец, в сентябре 1892 года экспедиция, после беспримерного и тяжелейшего девятимесячного путешествия, вступила на родную землю полуострова Сидеми. За всё время тяжелейшего путешествия потеряли только 3 кобылицы.Томские лошади значительно улучшили новую породу. Таким образом, к началу XX века была выведена особая порода лошадей, отлично приспособленная к дальневосточным условиям. Сын Михаила Юрий, проработав два года ковбоем техасских прерий, привез из Америки чистокровных лошадей. И калифорнийские кони скоро оправдали себя. Бангор стал чемпионом, выиграл серебряный кубок Владивостока. Он и Тоник дали отличное потомство. Лошади Янковского регулярно участвовали в скачках, проводившихся на Владивостокском ипподроме, чем приносили имению немалый доход. К 1917 году общее поголовье завода насчитывало 600 лошадей, 100 чистокровных верховых, 100 рысаков, небольшое количество арабских и першеронских, остальные - полукровные для ремонта армии. К началу 20-го века завод Янковского был не единственным. В целях улучшения лошадей Усурийского казачьего войска организован был еще один завод около станции Голенки. Первоначально завод имел 48 голов: жеребцов верховых, рысистых, полукровных, тяжеловозных пород - 34 головы, маток - верховых пород 11 (в т.ч. две чистокровных), 2 - орловских и одна тяжеловозной породы. Завод выполнял функцию случного пункта. В 1924 году путем слияния Голенковского и Янковского заводов был организован Дальневосточный Областной Государственный конный завод, который в 1925 году был переведен в село Шкотово, где завод располагал конюшнями на 170 денников, скаковым кругом и ветлазаретом. В соответствии с направлением коневодства, ДВКЗ получил задание разводить лошадей английской верховой, полукровной, орловской и американской рысистыми и тяжеловозной пород. Численность лошадей в 1925 году составила 135 голов. Орловское отделение завода располагало значительным числом лошадей Хреновского завода, включало 3 жеребца и 20 маток. Два жеребца были чистопородными орловскими: Хамардабан 2.23 1911 г. и Икар 2.18 1911 г. ; орлово-американский метис Властный 2.17. Все три жеребца были сыновьями Нырка зав. Тетюкова. Чистокровное отделение имело двух производителей довольно высокого класса: один из них - Титаник, 1915 г. - рожден от выводных из Америки Тоника и Голден Белл. Второй - Гранит, 1915 г. рожден в Уссурийском казачьем воийске от Грациани (сын Гальти-Мора) и Шельмы, дочери Шаддока. Матки этого отделения по своему происхожденрию высокого класса: 50% дочери Тоника, 22% - дочери Каруссо (от Гальти Мора) и 28% - дочери выводных жеребцов Бангора, Дуката, Гафиза, Пердиккаса и Гаспара. Дочери Тоника Чадра, Харита, Чайка, Шляхта принимали участие в скачках на ипподроме Владивостока и довольно успешно. Полукровное отделение состояло из 22-х маток. 7 - доно-калмыцкие, улучшенные чистокровной, 15 происходили от томских кобыл с прилитием верховых пород. К нормальному штату конный завод должен был подойти к 1930 году. Но завод был реорганизован в Приморскую Государственную заводскую конюшню (ГЗК). БОльшая часть маток была передана в колхозы и совхозы, какая-то часть жеребцов передана в Читинскую ГЗК. Чистокровные лошади переведены в Читинскую область. В 1933 году в степной части Читинской области для нужд кавалерии и пограничных частей были организованы конные заводы табунного направления - Забайкальские военные конные заводы. Забайкальский конный завод (кончасть - в с. Булум), Бурят-Монгольский (центральная часть - с. Боржигантай, кончасть - с. Усть-Нарин), Ононский конный завод (центральная часть - с. Ононское, кончасть - с. Усть-Ножовая). Их главной задачей было выращивание ремонтной лошади для Красной Армии, а также выращивание улучшателей местной породы для нар. хозяйства. Маточный состав конезаводов был укомплектован местными забайкальскими и улучшенными кобылами, приспособленными к табунным условиям содержания и отличающимися высокой плодовитостью и молочностью. В качестве производителей на начальном этапе использовались жеребцы английской, англо-арабской, стрелецкой, донской, англо-донской пород; позднее – только донские и англо-донские производители, как наиболее полно отвечающие требованиям армии. Чистокровные лошади нашли приют в Бурят-Монгольском конном заводе. В этом заводе использовались производителями Гром и выведенный из Англии Фэнлоу. Лошади проходили испытания на заводских ипподромах, в Чите, в Улан-Удэ, Иркутске... После войны, в 1946-1947 году чистокровные лошади были переданы на восстановление поредевшего чистокровного поголовья, на Украину - в Онуфриевский и Днепропетровский конные заводы. К слову сказать, известный Фабий (отец производителя Фавна) по прямой женской линии является потомком кобылы Штанги 1938 г. (Гром - Шалунья), рожденной и выращенной в Бурят-Монгольском ВКЗ, мать которой - из конного завода Уссурийского казачьего войска. В 1955 году кавалерия, как род войск, была упразднена. В связи с этим начались сокращения конского поголовья, ликвидация военных конных заводов, и их перепрофилирование. Этого не избежали и забайкальские заводы. Лошадей косяками сдавали на мясокомбинаты. Каких-то лошадей передавали на стоянки. Бурят-Монгольский ВКЗ стал Агинским совхозом, с 1972 - колхоз им. 50-летия СССР, Забайкальский ВКЗ стал Забайкальским овцесовхозом, Ононский ВКЗ - Ононским овцесовхозом, затем - Ононским ОПХ. Но ни люди, ни лошади не исчезли. Лучшую часть сохранили, продолжали вести племенную работу. Но постепенно и всё это сходило на нет. При создании конефермы в совхозе "Дарасунский" в 1972 году формирование маточного состава происходило за счет этих самых бывших ВКЗ. Среди донских и буденновских маток совхоза не было ни одной привезенной из конных заводов и колхозов Ростовской области. И многие другие хозяйства области пополняли свое поголовье за счет бывших Забайкальских ВКЗ. В настоящее время окончательно исчезли остатки Забайкальских ВКЗ, но потомков тех лошадей до сих пор можно найти в родословных современных скакунов.
|