Памятник Иуде
Краткое содержание мифа:
Большевиками был установлен памятник Иуде Искариоту, как первому революционеру.
Примеры использования:
“Иуда был объявлен одним из первых революционеров в истории, и в 1918 году новые власти даже поставили памятник – Иуда грозно замахивался в небо кулаком. Открывал богоборческий памятник один из главных вождей революции, знаменитый оратор Л. Троцкий, называвший Иуду великим бунтарем, революционером и т. п.”1)
«По его распоряжению было поставлено четыре памятника Иуде-Предателю, один недалеко от Самары - в Свияжске. Представляете, что испытывали люди на местах, когда приходил состав, они извлекали из вагона заколоченный досками памятник Иуде с предписанием это установить»2)
Есть и более художественно оформленные описания:
«Открытие памятника прошло назавтра или через день после казни настоятеля обители, то есть 11 или 12 августа 1918 года. По этому случаю в городе состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда, прибывших сюда вместе с Троцким. Председатель местного Совета произнес «пламенную» речь, после чего под звуки военного оркестра с гипсового истукана сдернули чехол, и взорам присутствующих предстала буро-красная фигура человека - больше натуральной величины - с обращенным к небу лицом, искаженным гримасой, судорожно срывающего с шеи веревку. По другой версии, никакой веревки на шее у гипсового Иуды не было, и он грозил небу поднятым вверх»3)
Действительность:
«Памятника Иуде», якобы поставленного в 1918 году в Свияжске по указанию самого Троцкого, не было. Его выдумал какой-то анонимный автор из газеты РПЦЗ «Церковные ведомости» (№24 за 1923 год), сославшийся на «датского писателя Галлинга Келлера», который якобы путешествовал по России и видел этот памятник.
Датский писатель Henning Kehler действительно писал о таком.4)5)
Глава «the Red Garden» (действие - летом 1918 г.). Конкретно о «памятнике Иуде» говорится на странице 156. Устанавливал некий «красный еврей», совмещавший в Sviagorod должности «председателя Совета и Коменданта города», с «фабричным именем», которое писатель не запомнил (С. 148). На еврее был серый стальной шлем с красной семиконечной звездой (a leaden grey, steel helmet with a red, seven-pointed star in front) (С. 152). Охарактеризован автором, как сумасшедший (С. 157). После установления памятника, к ужасу писателя, последовал салют из пушки тремя боевыми снарядами и передача от одного к другому поцелуя в губы. (С. 158)
Показательно, что, кроме него, этот памятник почему-то не видел никто, и ни одной его фотографии не сохранилось. Никаких упоминаний об установке данного памятника нет ни в документах, ни в воспоминаниях современников, ни в тогдашних советских газетах, в которых отмечались и гораздо более мелкие события.
Кроме того, надо отметить, что Троцкий был в Свияжске только в августе 1918-го, когда в непосредственной близости проходила линия фронта, а однажды белогвардейцам удалось даже ворваться в город. Не самое подходящее время и место для установки памятников.
От написанного остается рад вопросов: Невозможно поверить, что очевидец событий не запомнил бы фамилии Троцкого, который в те времена был известен, пожалуй, больше, чем Ленин. Да и спутать пятилучевую звезду – эмблему Красной армии с семилучевой тоже весьма проблематично.
1) Паасо В. Т. "Иуда Искариот"
2) Памятник Царю-Освободителю …должен бать восстановлен в Самаре
3) В городе, которого уже нет, было два Иуды/Вечерняя Казань № 113 (3055)
4) Henning Kehler
5) Русский перевод главы
http://wiki.redrat.ru/%D0%BC%D0%B8%D1%84:%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B8%D1%83%D0%B4%D0%B5